Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Биологически активные добавки как перспективное направление развития фармацевтического рынка Creative Commons

Link for citation this article

Белоусова Ольга Викторовна,

Белоусов Евгений Александрович,

Иващенкова Алина Олеговна

Научные результаты биомедицинских исследований, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №4, P. 89 - 94

Published: Jan. 1, 2016

Latest article update: Sept. 20, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

В данной статье представлены результаты маркетингового исследования ассортимента биологически активных добавок (БАД) на Российском рынке. Дана классификация и характеристика БАД. Биологически активные добавки к пище - это композиция натуральных или идентичных натуральным биологически активным веществам, предназначенным для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения пищевого рациона витаминами, минералами, пищевыми волокнами и др. БАДы к пище чаще всего имеют животное, растительное, или минеральное происхождение, а также могут быть получены химическими или биотехнологическими способами (приказ МЗ РФ № 117 от 15.04.1997 г. "О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище"). БАДы в отличие от лекарственных средств оптимизируют работу внутренних органов и систем организма в пределах физиологических норм, потому что состоят из натуральных или близких по составу ингредиентов. БАДы или биокорректоры находят всё большую распространённость в питании разных слоев населения. Причем явление это характеризует как Россию, так и другие экономически развитые страны. Одной из основных причин применения биологически активных добавок являются значительные нарушения качества и структуры питания современного человека. Биологически активные добавки стремительно заполняют российский аптечный рынок, занимая второе место после лекарственных препаратов. Кроме того, около 20 % производителей БАД являются производителями лекарств. Таким образом, в статье нашло подтверждение убеждение, что биологически активные добавки могут расширить аптечный ассортимент, тем самым увеличивая удовлетворенность посетителей аптечных учреждений, улучшая качество фармацевтической помощи населению.

Keywords

Российский рынок, производитель, рейтинг, БАД


Введение.


Население с высокоразвитой индустрией стремятся к здоровому образу жизни, они открыты ко всему, что делает их здоровыми. В связи с этим индустрия производящая продукты питания переориентировалась на производство товаров с новыми качествами, нацеленными на улучшение здоровья [12, 13].


В современной медицине уделяется большое внимание связи между состоянием здоровья человека и структурой  питания, которое может быть как средством насыщения и источником энергии, так и фактором физиологическогосостояниячастей организма, способствуя  повышению иммунного ответа на влияние  различных неблагоприятных воздействий окружающей среды [8, 14].


Человечеству в современных условиях очень трудно сделать оптимальным и соответствующим нормам потребления свой рацион питания, который нельзя увеличивать бесконечно путём увеличения потребления пищи. Значительная часть нутрициологов считает, что решение данного вопроса возможно в применении БАД, которые в своём составе содержат натуральные: витамины и витаминоподобные вещества, аминокислоты и жирные кислоты, минералы и другие, полезные и нужные питательные вещества [1, 2, 9].


Накопленные в нашем государстве и в других странах сведения о пищевых добавках однозначно подтверждают, что при дефиците витаминов, минералов, пищевых волокон и других необходимых  веществ неизменно приведёт к минимизации резистентности, которая способна перейти в болезни, как анемия, гипо - и авитаминозы, рахит у детей, остеопороз. Вместе с тем пища нашего поколения в своём составе имеет значительно больше животных жиров и углеводов, которые вместе с гиподинамией способствуют процессам ожирения и возникновению вместе с ним сопутствующих сердечно-сосудистых, опорно-двигательной системы и других заболеваний.


В связи с технической революцией, произошедшей в  ХХ веке, снизились энергетические затраты человека до уровня 2500 ккал в сутки. Данное количество энергии соответствует небольшому объему пищи, который в свою очередь не может удовлетворить в полной мере физиологические запросы человека.


Отечественный и мировой опыт показывает, что наиболее экономичный и быстрый путь для оптимизации пищевого рациона, является использование специально разработанных биологически активных добавок. Для расширения ассортимента различных групп питания эти вещества входят в состав традиционных продуктов питания.


В 1994 году в России впервые появились БАД, с этого момента их перестали регистрировать, как лекарственные средства, их стали относить к отдельной группе. Активно продвигать биологически активные добавки начали с 1998 года, предполагая, что эта группа товаров станет однойперспективнейших групп, участвующих в коррекции пищевого статуса человека [1, 2, 4].


Биологически активные добавки - пограничная структура между пищевыми продуктами и лекарственными средствами.  С одной стороны, БАД - нелекарство и не средство для лечения, с другой стороны, БАД - не пища, а совокупность биологически активных веществ в определенной форме, позволяющих человеку дополнить свой рацион недостающими или недостаточными в его диете жизненно важными веществами, а при длительном применении — предупреждать те или иные заболевания [2,7].


Для предметного изучения, среди биологически активных добавок выделяют три базовые составляющие: нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики.


1. Нутрицевтики - это БАД, используемые для оптимизации структуры употребляемой пищи, в том числе и химической.


2. Парафармацевтики - это БАД, используемые с профилактической целью, а также поддержания макроорганизма в надлежащей форме.


3. Эубиотики - это БАД имеющие в своём составе микроорганизмы, которые способны оптимизировать структуру и активность микрофлоры ЖКТ [6, 8].


Вторая классификация по целям использования. Биологически активные добавки подразделяются на три группы:


- дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ при нарушениях жирового, белкового, углеводного, витаминного, а также других видов обмена веществ при патологических функциональных состояниях организма;


- для улучшения или нормализации функций органов и систем организма индивидуума, как самостоятельно, так и  в составе продуктов, которые оказывают общеукрепляющее, мочегонное, тонизирующее, седативное и другие действия при различных функциональных состояниях;


- для профилактики различных  заболеваний, нормализации микрофлоры ЖКТ, в качестве сорбентов и др.


Биологически активные добавки  к пище, могут производиться не только на предприятиях пищевой промышленности, но и на предприятиях фармацевтической и биотехнологической промышленности. Биологически активные добавки могут производиться в различных лекарственных формах: в виде порошков, таблеток,  экстрактов, отваров, настоев, бальзамов, сухих и жидких концентратов, сиропов, настоек и др.[5, 7].


Рынок БАД существовал еще с конца 19 века, но только около двадцати лет назад он начал очень интенсивно развиваться. США являются наикрупнейшим потребителем и производителем биологически активных добавок. Европа производит 30% от мирового объема и занимает второе место, являясь крупнейшим производителем. Более 65% европейцев постоянно употребляют БАД. Япония производит около 18% мирового рынка, однако японцы по потреблению занимают первое место, так как более 90% населения страны употребляют биологически активные добавки [5, 10, 11].


Жизненный ритм в котором сегодня живёт человек не оставляет и малейшего сомнения в необходимости увеличения ассортимента биологически активных добавок. Медицина доказала эффективность БАДов и их положительное влияние на здоровье человечества. 


Поэтому, в основе сегодняшних знаний о питании должна быть доктрина приемлемого питания, которая предусматривает обязательность и необходимость полного покрытия потребностей человека как в энергии, эссенциальных микро - и макронутриентах, но также и в других важных минорных не относящихся к пище структур, значение и перечень которых мы не можем считать досконально установленными и  изученными.


Цель исследования: проанализировать ассортимент биологически активных добавок на фармацевтическом рынке России.


Материалы и методы: в ходе исследования использованы методы экономико-статистического анализа, маркетинговых исследований и контент-анализ.


Исследование основано на нормативно-правовых актах Министерства здравоохранения РФ и аналитических отчетах маркетинговых компаний (DSM Group, Research Rethink React).


Результаты и их обсуждение: на первом этапе исследования проведен  анализ рынка БАД соответственно официальному классификатору, который чётко отражает его реалии [3].



По итогам анализа рейтинг возглавляет группа «БАД, действующие на организм в целом» –27,1%, в состав которой входят витаминные и общеукрепляющие средства. Второе место принадлежит группе «БАД, влияющие на репродуктивную систему» - 23,59%. Замыкает тройку лидеров группа «БАД, действующие на пищеварительную систему» - 19,29%. Группа, «БАД, действующая на центральную нервную систему» составляет 7,48%, «Средства для похудения и очищения»- 6,24%, «Средства для поддержания сердечно - сосудистой системы» -4,92%, «Средства, действующие на органы чувств» - 3,5%, «Средства для устранения проблем с кожей» - 2,9%, «Средства, применяемые при заболеваниях костной ткани» -2,6%, «Средства, поддерживающие функцию иммунной системы» -2,43%.


На втором этапе исследования проанализирован ассортимент биологически активных добавок на российском рынке по производственному признаку.



Установлено, что в  отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует продукция иностранных производителей, в Российской Федерации на рынке БАД ситуация обратная – ассортимент отечественного производства занимает 56% стоимостного объёма продаж. Среди иностранных производителей лидируют БАД производства Германии (25%), США (20,45%) и Польши (9,09%), Канада- 6,8%, Нидерланды, Малайзия, Дания по 2%.


Анализ отечественных производителей показал, что ЗАО «Эвалар»  традиционно возглавляет ТОП-10 фирм - производителей БАД по объему продаж в стоимостном выражении (20,49%), являясь самой крупной отечественной фирмой - производителем, одной из немногих, которая представляет свою продукцию на зарубежных рынках. «РИА «Панда» уверенно занимает 2 позицию (5,97%), ежегодно наращивая отрыв от ближайших конкурентов. Далее следует компания «Экомир» - 2,04% и «Диод»- 2,00% общих продаж.


Среди иностранных производителей список возглавляют Solgar vitamin and herb (4.97%), Pharma-med (4.65%), Queisserpharma (3.11%), Merk Selbstmedikation (2,92%), Genexo (2.00%).


Исследования ценовой категории показали, что импортные биологически активные добавки дороже отечественных БАД. Так, цена одной импортной  упаковки по итогам 2015 года составила 280 рублей, отечественной – около 80 рублей.  Наиболее востребованным на рынке является биологически активные добавки в ценовой категории до 50 рублей, но все же наиболее выгодными с точки зрения прибыли остаются БАД с ценой выше 500 рублей.


Основной причиной приёма данных препаратов является желание восполнить нехватку витаминов и различных микроэлементов в организме (84,6%), тем самым укрепить свое здоровье и улучшить свою работоспособность, снять стресс и усталость в организме.


Заключение


Проведенный анализ  показал, что потребление БАД непрерывно растёт среди населения, и аптечный рынок нуждается в расширении ассортимента и более детальном изучении роли этих продуктов,  в сохранении здоровья нации и улучшении фармацевтического сопровождения при консультировании и продаже товаров аптечного ассортимента.


 




Список литературы



  1. Белоусов Е.А., Белоусова О.В., Трофимова В.Г. Изучение спроса на лекарственные препараты для лечения кожных заболеваний // Научный результат. Серия «Медицина и фармация» 2016. Т. 2. №1(7). С. 59-63.

  2. Белоусов Е.А., Белоусова О.В. Влияние маркетинговых подходов на комплексные продажи в аптеке //  Научный результат. Серия «Медицина и фармация». №3(5). 2015. С.139-142.

  3. Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Лупандина Л.О. Анализ ассортимента гомеопатических средств на Российском фармацевтическом и аптечном рынках // Научный результат. НИУ «БелГУ». Серия «Медицина и фармация». 2016. Т.2. №2. С.50-53.

  4. Григорьев Д. Анализ рынка биологически активных добавок // Бизнес медицина. 2005. № 8. С.78-82.

  5. Курбанова, М.Г. Исследование и разработка полифункциональных добавок на основе гидролизатов казеина и практическая реализация технологий пищевых продуктов с их использованием: дис. … д-ра техн. наук: 05.18.04 Курбанова Марина Геннадьевна. – Кемерово, 2012. 369 с.

  6. МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические указания (утв. Главным государственным санитарным врачом России 15.10.1998)

  7. О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище: Приказ Минздрава РФ от 15.04.1997 № 117 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14778/14194834fc3db4dcc7bcf423edd16b76f271500c/ (дата обращения 10.08.2016)

  8. Позняковский В.М., Суханов Б.П. Биологически активные добавки в современной нутрициологии // Техника и технология пищевых производств. 2009. № 2. С. 44-50

  9. Симакова С.А., Исхакова Г.М., Пурыгин П.П. Применение композиции гумата калия и спирулины в качестве биологически активной добавки к пище //  Известия самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11 (27), № 1 (5). С. 1097-1099.

  10. Danzon P.M., Chao L-W. Cross-national price differences for pharmaceuticals: how large, and why? Journal of health economics. 2000. 19. Pp. 159-195.

  11. Danzon P.M. Making Sense of drug prices. Regulation. 2000. 23, l. Pp. 56-63.

  12. Kelly G.G. Improving the PPI sample for prescription pharmaceuticals. -USA: Bureau of Labor Statistics, 1999. 26p.

  13. Koletzko В. Agget P.J., Bindels J.G. et al. Growth, Development and Differentiation: a functional food science approach.  British J. Nutrition. 1998. Vol. 80.  Suppl. 1. Pp. 5-45.

  14. Sweeny K. Demand and price dynamics within the pharmaceutical benefits scheme. Melbourne, Australia: Center for Strategic Economic Studies Victoria University of Technology, 2002. 47 p.