Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Этнокультурное развитие региона: мониторинг этноконфессионального и межкультурного взаимодействия в республике Калмыкия Creative Commons

Link for citation this article

И. В. Лиджиева,

С. Н. Немгирова

Oriental Studies, Journal Year: 2014, Volume and Issue: №1, P. 15 - 22, https://doi.org/10.22162/2075-7794-2014-15-1-15-22

Published: Jan. 1, 2014

Latest article update: March 23, 2023

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

На основе анализа результатов мониторинга этноконфессионального и межкультурного взаимодействия в Республике Калмыкия в статье рассмотрены вопросы межэтнических отношений. Авторы приходят к выводу о том, что выявление этнокультурных характеристик региона позволит обнаружить его специфику, осуществить прогнозирование межэтнических и межконфессиональных отношений на мезоуровне.

Keywords

Регион, мониторинг, миграция, идентичность, межэтнические отношения, этнокультурное развитие, национальнокультурные общественные организации

В условиях глобализации мирового сообщества одними из характерных его признаков являются интенсивное взаимодействие народов, интернационализация культур. В России и ее субъектах процесс интеграции как утверждения межнационального гражданского единства и формирования государственности народа определен историческим развитием. Сложившиеся на протяжении веков нравственные устои изначально многонационального российского общества в своей основе имеют такие ценностные принципы, как интернационализм, веротерпимость, стремление к консолидации. «Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма» [Указ 2012].


Калмыцкая степь, расположенная на перекрестке цивилизаций Европы и Азии, всегда была своеобразной платформой, где происходили процессы взаимодействия различных культур и религий. Как было отмечено Главой Республики Калмыкия А. Орловым, «Калмыкия всегда являлась и является регионом стабильности на Юге России, где в мире и согласии проживают представители разных национальностей, религиозных конфессий» [Межнациональное согласие 2012: 2]. Республика Калмыкия — один из многонациональных субъектов Российской Федерации, на территории которого проживают представители около 100 национальностей. Соотношение численного состава народов, населяющих республику, представлено в табл. 1.


Таблица 1. Национальный состав населения по данным переписи населения 2010 г. [Республика Калмыкия 2012: 22]


























 



тыс. чел.



% от общей численности населения



Калмыки



162,7



56,2



Русские



85,7



29,6



Представители других национальностей



50,1



14,2



В последние десятилетия Республика Калмыкия, в которой были сохранены мир и спокойствие в кризисные 1990-е и в начале 2000-х гг., становится миграционно привлекательным регионом, как свидетельствуют данные о национальном составе населения и положительной динамике числа прибывающих в Республику Калмыкия (табл. 2).


Таблица 2. Число прибывших в Республику Калмыкия (чел.)


















2009 г.



2010 г.



2011 г.



2012 г.



6511



7229



10492



11888



Согласно данным отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия, численность иностранных граждан, прибывающих на территорию субъекта, имеет тенденцию ежегодного роста в среднем на 25,6 % (табл. 3). За последние годы наибольшую долю поставленных на миграционный учет составляют граждане бывших союзных республик СССР (58,8 %), из них: граждан Республики Узбекистан — 25,7 %, Республики Казахстан — 10,1 %, Азербайджанской Республики — 7,8 %, Украины —7,4 %, Республики Таджикистан — 4,1 %, Республики Армения — 3,3 %, Киргизской Республики — 1.7 % [Доклад].


Таблица 3. Число иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет (чел.)


















2009 г.



2010 г.



2011 г.



2012 г.



4567



5325



5830



6178



Одним из принципиально важных субъектов реализации национальной политики в регионе, сохранения межнационального мира и согласия, обеспечения информационных, образовательных, культурных и иных гуманитарных запросов и потребностей жителей Калмыкии разных национальностей являются национально-культурные общественные объединения (НКОО). По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в Республике Калмыкия зарегистрированы следующие НКОО: Казахский культурный центр «Жерлестер», Армянский культурный центр «Эребуни», Общественная организация «Азербайджанский конгресс», Калмыцкое республиканское общество калмыцко-корейской дружбы, Калмыцкая общественная организация «Дагестанская диаспора», Общественнокультурное объединение чеченцев «Согласие» («Барт»), Общественная организация «Культурный центр турок-месхетинцев», Общественный фонд туркмен Республики Калмыкия «Бирлик» («Единство»), Общественная организация Местная немецкая национально-культурная автономия «Возрождение» [Официальный].


Основными направлениями деятельности НКОО в Калмыкии являются: приобщение жителей республики к культурным ценностям народов, проживающих на территории региона; возрождение, сохранение и развитие национальной культуры и традиций своего народа; изучение родного языка; оказание правовой, социальной и иной поддержки представителям своей диаспоры; установление контактов с исторической родиной. На территории региона также активно действуют и незарегистрированные НКОО, которые вносят свой вклад в создание этнокультурного облика республики.


В 2012 г. Институт комплексных исследований аридных территорий провел методом полуформализованного интервью по теме «Этноконфессиональное и межкультурное взаимодействие в Республике Калмыкия» опрос экспертов, в качестве которых выступили представители органов власти, национальных культурных и религиозных организаций, СМИ и научной общественности. 66,7 % участников опроса указали на то, что НКОО оказывают содействие в гармонизации межнациональных отношений в республике, 33,3 % опрошенных затруднились ответить. Абсолютное большинство экспертов согласны с мнением о том, что взаимодействие НКОО с органами власти влияет на ситуацию в сфере межнациональных отношений. 53,3 % экспертов оценивают это взаимодействие как эффективное, двустороннее, 40 % считают, что оно ограничивается лишь обменом общей информацией. В качестве новаций взаимодействия органов власти и управления с НКОО необходимо выделить поддержку проектов и программ, инициируемых национально-культурными объединениями, которые осуществляются через бюджетное финансирование, гранты, социальный заказ. В этих условиях актуализируется задача оптимизации государственной политики, направленной на интеграцию этнических диаспор в социокультурное пространство республики.


Динамичность этнокультурных процессов современного российского общества, включенного в процессы глобализации, а также потребность в управлении и оптимизации межнационального и межкультурного взаимодействия актуализируют необходимость разработки на региональном уровне политики, исходным пунктом которой является мониторинг социального самочувствия населения и характера межэтнических отношений. Согласно Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, задачей научного сообщества является своевременное выявление факторов, которые могут вызвать напряженность в сфере этнокультурного взаимодействия.
Такая постановка проблемы определила содержательную направленность социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий в 1999, 2002, 2007 и 2011-2013 гг.


В данной работе был сделан акцент на анализ полевых материалов за 2012 и 2013 гг. по теме «Этноконфессиональное и межкультурное взаимодействие в Республике Калмыкия». Объектом исследования выступили представители этносов, проживающих на территории региона, в возрасте от 18 лет и старше. Для сбора первичной информации использовались методы анализа документов и массового анкетного опроса. Выборка массовых опросов проектировалась как территориальная и квотная по полу, возрасту и национальности в соответствии со Всероссийской переписью 2002 и 2010 гг. Объем выборки в 2011 г. составил 386 чел., в 2012 г. — 386 чел., в 2013 г. — 509 чел.


Сохранение стабильности и безопасности в регионе является характерной особенностью республики. На современном этапе на первый план выдвигается задача формирования общероссийской идентичности. Если в 2012 г. прежде всего россиянами ощущали себя 59,3 % респондентов, то в 2013 г. — 44,8 %, представителями своей национальности — соответственно 32,4 % и 42,0 %. Согласно результатам опроса, наметилась тенденция к снижению уровня самоидентификации респондентов как россиян при росте национального самосознания у представителей всех национальностей, принявших участие в опросе.


Испытывают гордость от принадлежности к своей национальности 75,4 % участников опроса, в то время как по отношению к гражданству — чуть больше половины респондентов, что меньше, чем в 2012 г. на 8.7 %. Эти данные также подтверждают наметившуюся тенденцию. В 2013 г. 84,2 % калмыков, 70,1 % представителей других национальностей и 62,6 % русских отметили, что испытывают гордость от принадлежности к своей национальности. Следует отметить, что привязанность к своему народу в большей степени характерна для малочисленных наций, в чем выражается стремление к сохранению себя как этноса.


Если в 2012 г. только 37,0 % респондентов оценивали межнациональные отношения в республике в целом как благоприятные, то в 2013 г. — 44,4 %, причем в 2013 г. такого мнения придерживаются 64,9 % калмыков, что почти в два раза больше, чем в 2012 г. Можно предположить, что рост данного показателя связан с положительными тенденциями в решении социально-экономических проблем в регионе, подтверждением чему является более высокий показатель благоприятной оценки сельскими жителями, нежели городскими. Между тем незначительная тревога в данной сфере сохраняется у лиц в возрасте 18-29 лет, большинство из которых (57,4 %) оценивают межнациональные отношения в республике как стабильные, но не беспроблемные. Как благоприятные оценивают межнациональные отношений в регионе 44,2 % русских (в 2012 г. — 34,6%), 43,3 % представителей других национальностей (50,8 % — в 2012 г.). О преобладании гармоничных отношений между всеми народами, проживающими на территории республики, свидетельствуют продолжающие снижаться показатели оценки межнациональных отношений как «напряженных, тревожных» (табл. 4).


Таблица 4. Оценка межнациональных отношений как «напряженных, тревожных» (в % от числа опрошенных)


























Национальность



2012 г.



2013 г.



Калмыки



4,9



2,5



Русские



8,0



4,3



Представители других национальностей



3,3



3,0



Динамика оценки межнациональных отношений респондентами в месте своего проживания в 1999-2013 гг. представлена на рис. 1. Максимальный уровень положительных оценок межнациональных отношений респондентами в местах своего проживания приходится на начало 2000-х гг. и 2013 г., которые характеризуются относительной стабильностью, в отличие от переходного периода конца XX в. и периода преобладания посткризисных тенденций новейшей истории.



Можно предположить, что позитивные тенденции в оценках состояния межнациональных отношений в регионе также связаны с реализацией национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.), который способствует решению проблем занятости и роста доходов населения, оптимизации инфраструктуры и др. Создание благоприятных условий для развития этого сектора связано с субсидированием кредитов, организацией закупок продукции на местах, поставкой сельскохозяйственной техники на условиях лизинга и т. д. Но при этом «нельзя не учитывать и того, что рынок труда Калмыкии вследствие специфики ее экономического профиля (доминирование животноводства и отсутствие крупной промышленности) достаточно узок и не в состоянии обеспечить занятости значительного количества мигрантов [Очирова 2011: 135].


Благоприятная сфера межнациональных отношений предполагает наличие высокого уровня правовой культуры, проявляющейся прежде всего в уважении к национальным и религиозным чувствам других, т.е. толерантности, тенденция которой наметилась в регионе, что подтверждается результатами исследования. Уменьшилась доля тех респондентов, которые сталкивались со случаями ущемления национальных интересов и чувств, что, в свою очередь, привело к ее снижению и при ответе на вопрос: «Были ли в течение года в Вашем городе/селе насильственные столкновения?». В 2012 г. признавали факт конфликтов на национальной почве 13,7% респондентов, в 2013 г. — 12,2 %, на религиозной почве — 4,1 % и 2,9 %, соответственно.


Хозяйственная система южного макрорегиона значительно стратифицирована, ее укрупненные сегменты исторически складывались под влиянием этнокультурных, ресурсных, коммуникационных, природных и других факторов. Геоклиматические условия повлияли на специализацию Калмыкии как животноводческого сектора на Юге России (табл. 5).



Положительно относятся к увеличению численности представителей других национальностей в республике 32,0% опрошенных, что на 8,7 % больше, чем в 2012 г. Но при этом 34,1 % сельских жителей не одобряют процесс миграции на территорию республики. Следует предположить, что именно мигранты (в основном представители этнических групп Северного Кавказа, для которых животноводство является характерной отраслью хозяйствования) становятся конкурентами на рынке труда. Рост численности внешних мигрантов привел и к увеличению конкуренции в строительстве, торговле и сфере услуг. В условиях безработицы данный процесс может послужить катализатором негативных явлений в сфере межнационального взаимодействия.


К миграции положительно относятся 55,3 % респондентов с неполным средним образованием, и только 27,5 % — с высшим. При этом подавляющее большинство респондентов готовы принять человека другой национальности как гражданина государства, делового партнера, коллегу по работе, соседа и друга. В то же время представителя другой национальности как потенциального члена семьи рассматривают одинаково стабильно и в 2012 г., и в 2013 г. 55 % респондентов. Более консервативны в этом вопросе респонденты мужского пола, проживающие в сельской местности, как калмыки, так и представители других национальностей. Можно предположить, что такие настроения связаны со стремлением к сохранению своего народа в полиэтничном пространстве. Традиционализм в семейно-брачных отношениях характерен для респондентов данной группы, что еще раз объясняет консервативность взглядов по данному вопросу.


Сложившееся положение еще раз подтверждает гипотезу о влиянии социально-экономических причин на межнациональные отношения. Своевременное выявление негативных тенденций в данной сфере позволяет органам государственной власти республики скорректировать направления проводимой национальной политики.


Современное законодательство «гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» каждому гражданину. Согласно принятому 5 апреля 1994 г. Степному Уложению (Основному Закону) Калмыкии, республика «разделяет ответственность за существующие глобальные общечеловеческие проблемы и обязуется прилагать усилия к их разрешению в духе любви, сострадания, милосердия и прогресса, содействуя устройству мира и согласия на Земле» [Степное Уложение 1994: 3].


Наряду с констатацией положительной динамики оценки межнациональных отношений также можно отметить рост уровня религиозности среди населения республики. Если в 2007 г. к верующим себя относили только 43 % респондентов, то в 2013 г. — уже 66,8 %. В зависимости от возраста наблюдается незначительное уменьшение этого показателя: верующими считают себя 67.6 % молодых людей — по сравнению с 64.7 % респондентов 60 лет и старше. Следствием атеистической политики, проводившейся в СССР, стало формирование соответствующих взглядов у старшего поколения, в постсоветский же период, характеризовавшийся процессами демократизации и возрождения религиозных институтов, созданы условия для свободного выбора и в сфере вероисповедания.


Абсолютное большинство последователей всех религий, участвовавших в опросе, положительно относится к людям, исповедующим другую религию, веру, а также к исполнению религиозных обрядов представителями различных конфессий. В то же время на 11,1% уменьшилась доля тех, кто считает, что религия способствует сохранению национальной культуры и традиций (78,5 % в 2012 г. против 67,4 % в 2013 г), возросло число респондентов, ответивших, что религия является фактором возникновения конфликтов на религиозной почве (5,7 % и 8,6 %, соответственно).


Государственно-конфессиональные отношения в Республике Калмыкия отличаются позитивной динамикой. В 2004 г. по инициативе Объединения буддистов Калмыкии, Элистинской и Калмыцкой Епархии Русской Православной церкви и Духовного управления мусульман РК в республике был создан Межрелигиозный совет традиционных конфессий, деятельность которого способствует обеспечению межрелигиозного и межэтнического мира и согласия, предотвращению конфликтов на этноконфессиональной почве, утверждению в обществе традиционных духовных ценностей.


Результаты опроса экспертов показали, что Центральный Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и Русская Православная церковь оказывают наибольшее положительное влияние на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в республике, в то время как все течения протестантского толка, напротив, вносят дисгармонию в эти отношения. 25 % экспертов считают, что деятельность таких организаций, как «Свидетели Иеговы», следует ограничить или вообще запретить.


В понятие «национальная культура», как показывают результаты опроса, респонденты в первую очередь включают традиционную культуру этноса — те ценности, которые способствуют сохранению национального своеобразия и языка. Ответы респондентов на вопрос: «Насколько хорошо Вы знаете свою национальную культуру?» — распределились следующим образом (табл. 6). На первое место большинство респондентов поставили соблюдение национальных традиций, обычаев и религиозных обрядов. Такого мнения придерживается подавляющее большинство калмыков (73,1 %), 54,6 % представителей других национальностей и 52,2% русских. Соблюдают национальные традиции, обычаи и религиозные обряды в большей степени женщины (67,2 %), чем мужчины (61,3 %). По всей видимости, это обусловлено ролью женщины в семье и домашнем хозяйстве. Несмотря на то что, согласно устоявшемуся мнению, в сельской сфере сохраняется культура, традиции и обычаи народа, показатель сельских респондентов (61,4 %) на 6,7 % меньше, чем городских (68,1 %).



Знание традиций своей культуры также проявляется в приготовлении национальных блюд (этот ответ в оценках респондентов занимает второе место): пища — составляющая традиционной культуры народа, которая является одним из важнейших признаков этноса, практически не зависимым от политического режима, формы правления. Если в известные исторические периоды речевая деятельность на родном языке не приветствовалась и во многих ситуациях осуждалась, то запретить приготовить, например, калмыцкий чай было невозможно. В связи с этим все участники опроса, вне зависимости от национальности, образования, места жительства, отмечают, что знание ими своей национальной культуры проявляется в приготовлении блюд национальной кухни.


Особо следует отметить, что 62,7 % респондентов на третье место поставили ответ «говорю на родном языке»: абсолютное большинство респондентов русской (82,8 %) и других национальностей (70,1 %), и только 49,1 % калмыков. Большинство калмыков, участвовавших в опросе и говорящих на калмыцком языке, проживают в сельской местности (56,2 %) и 43,8 % — в городе. Наименьший показатель говорящих на родном языке (51,5 %), зафиксированный у молодых людей, объясняется как последствиями депортации, так и формированием новых приоритетов у молодежи в условиях глобализации.


Вызывает определенную тревогу тот факт, что хорошо знают историю родного края только 37,9 % респондентов, из них — 42,7 % калмыков, 32,5 % русских и 31,3 % представителей других национальностей. В зависимости от возраста наблюдается следующая тенденция: чем старше респонденты, тем больше они знают историю своего народа. Так, этот показатель у участников опроса, достигших 60 лет и старше, составляет 44,7 %, а у молодых респондентов — 35,3 %. Подобная ситуация складывается и с приобщением детей к национальной культуре: чем старше респондент, тем выше показатель.


На вопрос: «Интересует ли Вас культура народов, проживающих на территории республики?» — подавляющее большинство респондентов ответили утвердительно (62,9 %), не проявляют интереса к культуре других народов 25,3 % опрошенных. В большей степени интерес к культуре других народов проявляется в изучении быта, обрядов, традиций, кухни других народов (30,6 %); прослушивании музыки разных народов, классической и эстрадной (29,7 %); посещении национально-культурных мероприятий, концертов, фестивалей, театров (28,9 %) и т. д.


Больше половины респондентов считают, что народы, проживающие на территории республики, имеют одинаковые возможности для развития своей национальной культуры, но в то же время каждый четвертый полагает, что не все этнические группы имеют равные возможности, 8,1 % участников опроса выразили отрицательное мнение по этому поводу. Можно предположить, что в республике создана благоприятная среда для развития национальных культур народов, проживающих на ее территории, но необходимо обратить внимание и на наличие приведенного количества отрицательных ответов участников опроса.


В решении вопросов межличностного общения представителей социально-этнических групп важную роль играют средства массовой информации. 68,0% опрошенных согласны с тем, что СМИ способствуют формированию доброжелательного отношения к представителям различных национальностей и религий. Однако результаты контент-анализа республиканской и городской прессы, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что СМИ не уделяют должного внимания освещению этнокультурной тематики. Так, в газете «Известия Калмыкии» за 2 полугодие 2012 г. вопросы межкультурного взаимодействия освещались лишь в некоторых статьях и заметках. Между тем СМИ обладают огромным потенциалом для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, содействия свободному и открытому диалогу, обсуждению имеющихся проблем.


Анализ статистических и социологических данных, полученных в ходе исследования, свидетельствует о том, что в Республике Калмыкия социальное самочувствие в сфере межнациональных отношений характеризуется относительной стабильностью при наличии небольшого уровня тревожности, что указывает на необходимость коррекции политики, проводимой властями различного уровня в данном полиэтничном регионе. От оптимально выстроенного взаимодействия органов государственной власти с НКОО во многом зависит этнополитическая и этносоциальная ситуация в республике.


По нашему мнению, беспокойство населения связано с социально-экономическими и бытовыми причинами, которые обусловлены ростом миграционных процессов на территории Калмыкии. Миграцию в пределы республики можно объяснить межнациональной стабильностью региона, этнической толерантностью титульной части населения, территориальной привлекательностью, животноводством как основной отраслью экономики. Все это, в свою очередь, ведет к росту конкуренции на региональном рынке труда.


Таким образом, в этнокультурном развитии Республики Калмыкия выявляются следующие тенденции:



  1. Регион характеризуется наличием благоприятной межнациональной среды как для внутренних, так и для внешних мигрантов. В то же время полученные данные свидетельствуют о том, что население титульной национальности обеспокоено сложившейся в сфере межнациональных отношений ситуацией, оценивая ее как стабильную, но не беспроблемную, что свидетельствует о наличии в республике латентного уровня межэтнической напряженности.

  2. Национальные группы имеют различные приоритеты в вопросах самоидентификации. Для абсолютного большинства респондентов русской национальности общегражданская идентичность имеет первостепенное значение, тогда как для большинства респондентов-калмыков таковое значение имеет этническая идентичность, что, на наш взгляд, связано с низким демографическим воспроизводством калмыков и стремлением их сохраниться как народ в полиэтничном обществе.

  3. Республика Калмыкия является благоприятным регионом не только для развития национальных культур, но и для взаимообогащающего диалога между народами. Этнокультурные предпочтения населения ориентированы на ценности как собственных этнических групп, так и других национальностей, что проявляется в интересе к традициям других народов, к их музыке, посещении национально-культурных мероприятий, концертов, фестивалей, театральных постановок.

  4. В регионе фиксируется положительная динамика в области межконфессионального взаимодействия, которая обусловлена исторически сложившимися особенностями взаимопомощи и уважения друг к другу всех проживающих здесь народов.

  5. Органами власти не в полной мере используется потенциал НКОО в плане интеграции этнических диаспор в социокультурное пространство республики, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Калмыкии.


Дальнейшее изучение этнокультурных характеристик региона позволит выявить его специфику, прогнозировать и предупреждать возникновение межэтнических и межконфессиональных противоречий и конфликтов, а также послужит эффективной реализации Стратегии национальной государственной политики РФ. Сохранение этнокультурного многообразия, межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к национально-культурной самобытности народов Российской Федерации являются важными концептуальными направлениями развития как государства, так и общества.


Литература


Доклад о результатах и основных направлениях деятельности отдела федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия на 2012 год и плановый период 2013. 2014 и 2015 годов [электронный ресурс] // URL: http://www.fms08.ru/ (дата обращения: 12.08.2013).


Магнитов Г. Г., Батиев Л. В., Котеленко Д. Г. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. II. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007. 176 с.


Межнациональное согласие — это диалог и кропотливая работа // Элистинская панорама. 25 января 2012 г. № 11 (1791).


Очирова Н. Г. Трансформация социально-демографической структуры населения в конце XX и начале XXI вв. (на примере Республики Калмыкия) // Каспийский регион: политика, экономика, культура № 3. 2011. С. 131-136.


Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации // [электронный ресурс] // URL: http://unro.minjust.ru/ (дата обращения: 12.08.2013).


Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2012: Стат, сб./ Калмыкиястат. Элиста. 2012. 299 с.


Степное Уложение (Основной закон) Республики Калмыкия. Элиста: Калм. кн. из-во. 1994. 12 с.


Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ra (дата обращения: 12.08.2013).