Классификация неисключительных прав в Гражданском кодексе РФ в контексте статуса иностранного автора
Published: Dec. 1, 2015
Latest article update: May 18, 2023
Предметом исследования являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющие неисключительные права автора, классификацию неисключительных прав и возможное влияние на статус иностранного автора в Российской Федерации. Особое внимание уделено следующим аспектам: 1) выявлению основных признаков, характеризующих неимущественные права и иные права по законодательству РФ; 2) уточнению, на основании выявленных характеристик неимущественных и иных прав автора, классификации неисключительных авторских прав в законодательстве России; 3) оценке соответствия классификации неисключительных прав автора в ГК РФ международно-правовым обязательствам Российской Федерации; 4) анализу доктринальных позиций и правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу; 5) прогнозированию возможных проблем в сфере регулирования неимущественных прав иностранных авторов в Российской Федерации и предложение путей их устранения. В исследовании использованы методы правового анализа, правового моделирования, правового прогноза, методы сравнительного правоведения и исторического анализа. В статье сделано два основных вывода. Во-первых, выявлены пробелы в классификации неисключительных прав автора в соответствии с ГК РФ как неимущественных и иных, и внесены предложения по уточнению классификации с учетом правотворческой практики отдельных государств, российского законодательства, действовавшего до вступления в силу ГК РФ, современных обобщений российской правоприменительной практики, а также с учетом международно-правовых обязательств Российской Федерации (по Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г.). Помимо прав, четко обозначенных в ст. 1228 ГК РФ, к категории неимущественных прав предложено отнести право на неприкосновенность и защиту произведения от искажения. К категории иных прав, помимо обозначенных в ст. 1226 ГК РФ, предложено относить право на обнародование произведения, право на отзыв, право на получение вознаграждения за использование служебного произведения и др. Во-вторых, выявлены риски появления возможных проблем в сфере регулирования неимущественных прав иностранных авторов на территории России и предложены варианты их устранения.
Keywords
Авторские права, международное частное право, неимущественные права автора, классификация авторских прав, статус иностранного правообладателя, неисключительные права автора, иные права автора
В России в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) принята классификация интеллектуальных прав (авторские права представляют собой вид интеллектуальных) как исключительных и неисключительных. В первую очередь к интеллектуальных правам отнесены исключительные права, тогда как неисключительные права признаются за правообладателями только в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 1226 ГК РФ). Неисключительные права разграничиваются на неимущественные и иные (ст. 1231 ГК)1. Неисключительные права действуют на территории России в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК — общей нормой, устанавливающей, что к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются правила, установленные гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, на основании анализируемой статьи и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 62) на иностранные лица и лица без гражданства распространяется национальный режим в отношении неисключительных прав.
Неимущественные права. К признакам личных неимущественных прав авторов российские ученые2 относят нижеследующие.
Важнейший признак — нематериальный характер, который проявляется в отсутствии экономического содержания, невозможности дать этим правам точную (например, денежную) оценку. Для осуществления личных неимущественных прав не характерна возмездность, соответственно, невозможно и обращение взыскания на объект личного неимущественного права.
Другой признак — направленность на индивидуализацию личности. Неимущественные права обеспечивают признание за личностью ее нравственной ценности3, позволяют отличить одного субъекта права от другого, охраняют их особенности и специфику.
Третий признак — наличие особого объекта личных неимущественных прав — нематериальных благ и результатов интеллектуальной деятельности (ст. 150 ГК РФ).
Еще одним признаком является специфика оснований возникновения и прекращения неимущественных прав. В отличие от исключительных прав, личные неимущественные права автора возникают не в отношении любого объекта интеллектуальной собственности, а только в случаях, предусмотренных в ГК РФ (ст. 1229). Также предусмотрено, что личные неимущественные права возникают только в отношении автора произведения (ст. 1255) — гражданина, творческим трудом которого создано произведение литературы, науки или искусства (ст. 1257).
Таким образом, неимущественные права неотделимы от личности автора, и с его смертью они прекращаются. Однако необходимо согласиться с признанием объективно
существующих интересов авторов, сохраняющихся даже после их смерти — имени, репутации, чести, — осуществление и защита которых предусмотрены законом. Как справедливо пишет М.Н. Малеина, «узаконенная возможность осуществления и защиты неимущественных прав после смерти их обладателя третьими лицами приводит к мысли о существовании некоторых нематериальных благ в отрыве от личности после смерти человека в усеченном объеме (составе)»4.
Еще одна особенность субъекта неимущественных прав автора, которая всегда подчеркивалась в отечественной доктрине, — они могут принадлежать только физическому лицу. Однако изъятия из этого общего правила предусматривались как в действовавшем ранее ГК РСФСР (1964) (ст. 484,486), так сохранились и преумножились в действующем ГК РФ (п. 4 ст. 1240; п. 7 ст. 1260; п. 4 ст. 1263; п. 2 ст. 1251). Тот факт, что в отдельных случаях в отечественном законодательстве предусматривается возможность наделения юридического лица (как первичного субъекта) некоторыми неимущественными правами автора, вдохновляет многих современных исследователей заявлять, что, возможно, пришло время пересмотреть некоторые постулаты отечественной теории личных неимущественных прав5.
Наконец, характерный признак неимущественных прав автора — их неотчуждаемость и непередаваемость, и кроме того, невозможность (ничтожность) отказа от них (абз. 2 п. 2 ст. 1228 ГК РФ).
В состав личных неимущественных прав автора, согласно ГК РФ, однозначно входят право авторства6 и право на имя7, поскольку эти права прямо названы таковыми в ст. 1228 ГК. Их правовой режим полностью соответствует режиму неимущественных прав: в частности, они неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от них ничтожен (п. 1 ст. 150). Кроме того, право авторства и право автора на имя охраняются бессрочно (абз. 3 п. 2 ст. 1228).
Перечень личных неимущественных прав автора не сформулирован в ст. 1228 ГК как исчерпывающий. В главе «Авторские права» в п. 2 ст. 1255 содержится еще один перечень авторских прав. В их число вошли, помимо исключительного права, упомянутые в ст. 1228 неимущественные права — право на авторство и право на имя; упомянутые в ст. 1226 иные права — право следования и право доступа; а также следующая группа прав, не отнесенных однозначно ни к какой из перечисленных классификаций: право на неприкосновенность произведения и право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255); право на вознаграждение за служебное произведение и право на отзыв (п. 3 ст. 1255).
Эта ситуация дает основания представителям современной юридической доктрины анализировать и «примерять» к категориям неимущественных или иных указанные права автора (не отнесенные к конкретной категории), поскольку единственное, что о них можно было бы сказать однозначно, это то, что они не являются исключительными правами. В п. 2 рассматриваемой статьи исключительное право указано отдельно в самом начале списка, а для п. 3 этой статьи сформулировано правило «...автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (где указано исключительное право — О.Л.), принадлежат другие права (курсив наш — О.Л.), в том числе...».
Иные права автора. В современном российском законодательстве отсутствует как исчерпывающий перечень, так и понятие иных прав автора и их признаки. Отсутствует единое понимание этого вопроса и в отечественной правовой доктрине, тогда как правоприменительная практика пока не достаточно развита. Если поставить задачу составить характеристику, опираясь на контекст юридических источников и мнения исследователей8, может получиться следующий примерный перечень взаимообусловленных характерных черт группы авторских прав, именуемых иными:
К перечню иных авторских прав, как уже упоминалось, в соответствии со ст. 1226 ГК РФ однозначно отнесены только право следования и право доступа.
Право следования (ст. 1293) действует в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Реализуя право следования, правообладатель имеет возможность получить установленные Правительством Российской Федерации процентные отчисления от цены публичной перепродажи произведения в течение срока охраны авторских прав на произведение. По содержанию оно имеет явно выраженный имущественный характер: речь идет о получении автором процента от каждой сделки с его произведением. Но при этом имеется привязка именно к личности автора, что может создавать видимость реализации личного неимущественного права.
Несмотря на классификационную определенность права следования в российском праве, проблема статуса иностранного автора может заключаться в том, что в других государствах это же право может относиться к другому виду авторских прав, охватывать несколько иной круг объектов, и на него будет распространяться, соответственно, другой режим. Так, по французскому авторскому праву право следования относится к имущественным правам автора и распространяется только на произведения изобразительного искусства9.
Право доступа — право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Объектом этого права является оригинал произведения — вещь, право собственности на которую принадлежит не автору, а другому лицу, т.е. по сути, это право на чужую вещь (ст. 1292 ГК РФ).
Как видно из характеристики права следования и права доступа по российскому праву, они полностью вписываются в признаки иных прав.
Мнения о том, как следует классифицировать права, не вошедшие в закрепленные в ГК классификации неимущественных и иных прав автора, в современной доктрине не согласованы. Например, существует позиция, заключающаяся в том, что все права, перечисленные в п. 2 и п. 3 ст. 1255 ГК (кроме исключительного права и права на вознаграждение за служебное произведение), следует относить к неимущественным10. Другая позиция состоит в том, что все права, перечисленные в п. 2 ст. 1255, являются неимущественными и, соответственно, в п. 3 этой же статьи содержится уже другой перечень — перечень иных прав автора11. Еще одна научная позиция сводится к предположению, что абсолютно все авторские права, перечисленные в п. 2 и п. 3 ст. 1255, не отнесенные к исключительному праву и однозначно не отнесенные к неимущественным правам, можно отнести к правам иным12.
Целесообразно рассмотреть в контексте категориальных теоретических характеристик не вошедшие в официальные классификации неимущественных прав (ст. 1228 ГК) и иных прав (ст. 1226), перечисленные в ст. 1255 неисключительные авторские права: право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв.
Право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений носит абсолютный характер (ст. 1266)13. Это означает, что никто, кроме автора, не может вносить в произведение изменения, включая сокращения, дополнения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями. При этом не являются изменениями устранение орфографических и грамматических ошибок, неточностей в географических названиях, исправление фактических ошибок в датах, именах собственных и т.д. Предусмотрены особые случаи, когда вносимые в произведения третьими лицами изменения14 рассматриваются как носящие характер извращений и искажений, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию автора (п. 2 ст. 1266 ГК РФ). Нарушение права на неприкосновенность произведения в этом случае сопряжено с квалифицирующими признаками, дающими основание обращаться к ст. 152 ГК «Защита чести, достоинства и деловой репутации», как при жизни автора, так и после его смерти.
После смерти автора лицо, к которому перешло исключительное право, также получает право разрешать использование произведения в переработанном виде, включая разрешение внесения сокращений и дополнений в произведение. Этот факт как будто отделяет рассматриваемое право от первичного субъекта15 и позволяет предполагать, что рассматриваемое авторское право следует относить не к неимущественным, а к иным правам, поскольку, будучи от природы неимущественным, тем не менее, от первичного субъекта оно, как кажется, может быть передано правопреемнику16.
Следует, однако, сделать оговорку, что полномочия правопреемника в таком случае значительно уже полномочий самого автора, так как он не вправе искажать замысел автора, нарушать целостность восприятия произведения, вступать в противоречие с волей автора, если она была выражена им любым образом в письменной форме.
Вместе с тем, вопрос о принадлежности права на неприкосновенность произведения к той или иной классификации неисключительных прав — отнюдь не вопрос в чистом виде доктринального характера. Если предположить (а основания для этого имеются), что в ГК РФ имеется в виду, что право на неприкосновенность является иным правом, а правоприменительные органы с этим согласятся, тогда, в частности, действительность передачи этого права от автора третьим лицам не должна вызывать сомнений. Это предположение настораживает в контексте следующих фактов:
На наш взгляд, право на неприкосновенность произведения необходимо относить именно к категории неимущественных, а не иных прав по следующим причинам объективного характера.
Во-первых, несмотря на то, что рассматриваемое право не указано в ГК РФ именно как неимущественное право, в ст. 1267 оно помещено в общий перечень с правами, имеющими статус неимущественных (право авторства и право на имя), где на него частично распространен режим неимущественных прав — бессрочность охраны.
Во-вторых, в п. 2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрены квалифицирующие обстоятельства (порочащие честь, достоинство и деловую репутацию автора), которые позволяют обращаться за защитой в соответствии со ст. 152 ГК. По этому поводу в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» было подчеркнуто, что на требования о защите неимущественных (курсив наш — О.Л.) прав в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Такая формулировка, на наш взгляд, косвенно подтверждает, что в отечественной судебной практике право автора на неприкосновенность произведения воспринимается именно как неимущественное право19.
В-третьих (но на самом деле во-первых, так как это и есть самое важное применительно к статусу иностранных граждан), как известно, Российская Федерация участвует в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (далее — Бернская конвенция), в официальном тексте (переводе) на русском языке которой используется термин «личные неимущественные права». В соответствии со ст. 6 bis «Личные неимущественные права», «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».
Как следует из содержания ст. 6 bis Конвенции, право на неприкосновенность произведения конвенционно закреплено и отнесено именно к категории неимущественных прав20. Это означает, что Российская Федерация обязана имплементировать это право автора (по крайней мере, в отношении иностранных авторов, на которых распространяются нормы Конвенции) во внутреннее законодательство именно в категории неимущественных прав21.
Правда, в Конвенции не предписан конкретный режим регулирования неимущественных прав (за исключением срока охраны), и он может быть установлен государствами-участниками по собственному усмотрению. Однако в рассматриваемой ситуации (в отечественном законодательстве) получается, что именно режим права на неприкосновенность произведения неясен более всего (подразумевающаяся возможность передать право; отсутствие четких ориентиров о категории неисключительных прав, к которой право на неприкосновенность относится; но при этом бессрочность охраны).
Соответственно, в отношении закрепления права на неприкосновенность приходится констатировать, что в ГК имеется пробел — не установлено, к какой категории прав относится право на неприкосновенность произведения, соответственно, невозможно определить, каков режим охраны этого права, при том, что имеются законодательно закрепленные элементы режима охраны как неимущественных, так и иных прав. Исправить (отчасти или полностью) ситуацию, по нашему мнению, возможно одним из двух перечисленных далее способов, в зависимости от того, какого именно эффекта намерен достичь законодатель.
С другой стороны, эти же характеристики, касающиеся объема произведения, иллюстраций, комментариев и т.д., вполне материальны, когда речь идет о переработке произведения. В этом, уже другом — материальном — смысле вопросы внесения изменений в произведения осуществляются в режиме исключительного права. А в силу того, что письменные распоряжения автора приоритетны по сравнению с волей производного правообладателя, очевидно, что неимущественное право (право автора на неприкосновенность произведения) и имущественное право (право правообладателя — автора или правопреемника — на переработку произведения) довольно четко разделены по субъектному составу, по объекту охраны, срокам охраны и по остальным характеристикам.
На наш взгляд, кажущееся, но на деле не существующее, противоречие в рассматриваемой ситуации объясняется спецификой самой сферы регулирования авторского права — материально воплощенных нематериальных идей из области литературы, науки или искусства. Таким образом, по нашему мнению, «переходного состояния» между неимущественными и имущественными характеристиками при осуществлении права на неприкосновенность произведения не выявляется, оно вполне соответствует признакам неимущественного права, и его следует относить именно к этой категории неисключительных прав.
Право на обнародование произведения представляет собой право автора осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. На первый взгляд, возникает впечатление, что это сугубо личное и не связанное с имущественными вопросами право автора. Однако анализ его правового режима характеризует его не в пользу неимущественного характера по ряду причин:
Однако следует упомянуть, что право на обнародование произведения во многих странах относится к неимущественным правам, и на него распространяется режим охраны неимущественных прав: неотчуждаемость, непередаваемость и бессрочность охраны (например, во Франции26). Возникает вопрос, насколько ситуация отнесения права на обнародование в законодательстве России и иностранных государств способна повлиять на статус иностранного правообладателя на территории России. Думается, это право автора не является настолько очевидно заведомо неимущественным для иностранных правообладателей, поскольку оно все же не закреплено в Бернской конвенции (хотя предложения об этом от представляющих государства делегаций поступали). Кстати, в ранее действовавшем российском законодательстве право на обнародование произведения относилось именно к неимущественным правам авторов. Это может в настоящее время в условиях неопределенности квалификации этого авторского права в российском законодательстве вводить в заблуждение иностранных правообладателей по поводу критериев охраны и договорных возможностей в отношении этого права.
Право на вознаграждение за служебное произведение, на первый взгляд, бесспорно должно относиться к имущественным правам, однако в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ ему присущи и черты неимущественных прав — оно неотчуждаемо и не переходит по наследству. Таким образом, по своим характеристикам право на вознаграждение за служебное произведение находится «между» исключительными и неимущественными правами автора.
Право на отзыв (ст. 1269 ГК) представляет собой право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании своего произведения (до фактического его обнародования). Оно «выглядит» как классическое неимущественное право, тесно связанное с личностью автора, однако его реализация законодательно связана с условием возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением автора убытков. Это условие, как и в прежде рассмотренных случаях, ставит право на отзыв «между» неимущественными и имущественными характеристиками.
В результате анализа с известной степенью условности можно сделать вывод, что к иным правам в российском авторском законодательстве отнесены те права автора, которые как бы «не дотягивают» по своим характеристикам до однозначных стандартов исключительных или неимущественных прав, находятся «между» исключительными и неимущественными характеристиками27:
Используя подобную характеристику как ориентир, нам представляется допустимым расширить перечень иных прав автора и, помимо перечисленных в ст. 1226 ГК права следования и права доступа, отнести к таковым дополнительно:
Подводя итог, приходится еще раз констатировать, что классификация неисключительных прав автора в ГК РФ сформулирована нечетко и провоцирует ряд вопросов об отнесении того или иного неисключительного права к категории неимущественных или иных.
Очевидно, что когда речь идет об иностранных обладателях неисключительных авторских прав по праву России (т.е. на территории России в связи со спецификой правового регулирования трансграничных отношений интеллектуальной собственности) одних только доктринальных предложений по квалификации зафиксированных в ГК неисключительных прав автора недостаточно. Иностранных авторов в существующей ситуации могут вводить в заблуждение как минимум такие факты, как ориентация на собственную национальную систему права и существующие в ней классификации и режимы охраны неимущественных прав; ориентация на классификацию неимущественных прав по Бернской конвенции; возможная ориентация на правовое регулирование неимущественных прав в соответствии с ранее действовавшим (до 1 января 2008 г.) российским законодательством, которое было в этой сфере гораздо более определенным и существенно отличающимся от современного регулирования в части четвертой ГК РФ.
Отсутствие четких классификационных ориентиров в отечественном законодательстве может привести к «разнобою» при квалификации судами неисключительных прав как неимущественных и иных (что уже наблюдается в отдельных Постановлениях Пленума Верховного Суда). Последующая объективная разница в режимах правового регулирования каждой группы прав может стать причиной неопределенности и нестабильности положения и правового статуса авторов в Российской Федерации, тем более — иностранных авторов. Дополнительный дисбаланс в этот вопрос вносят, возможно, не вполне совпадающие обязательства России по Бернской конвенции в части классификации неимущественных прав автора и формулировки соответствующих норм ГК РФ.
В связи с этим весьма важно закрепление именно на законодательном уровне четких критериев, по которым по крайней мере из числа неисключительных авторских прав можно было бы выявить неимущественные права (даже, возможно, оставив неисключительные права, не отнесенные к неимущественным, без однозначной характеристики и адресовав их к категории иных). При этом в действующем законодательстве также необходимо устранить неточности и пробелы, которые могут создавать видимость несоответствия внутреннего права Российской Федерации ее международно-правовым обязательствам и дестабилизировать статус иностранных авторов в части их неимущественных прав на территории России.
Библиография