Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Переживание спортивной травмы Creative Commons

Link for citation this article

Леонов Сергей Владимирович

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2012, Volume and Issue: №2, P. 136 - 143

Published: April 1, 2012

Latest article update: Dec. 15, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

В статье рассматриваются психологические аспекты восстановления атлетов после получения травмы. Проводится анализ определения спортивной травмы, факторов, влияющих на переживание спортивных травм, анализируются особенности экспрессии болевых ощущений в спорте. В работе показывается, что реабилитация атлетов должна сочетать в себе комплексную программу восстановления спортсменов, разрабатываемую совместно врачами-травматологами, физиотерапевтами, тренерами, психологами.
Также рассматриваются факторы, способствующие повышению уровня травматизма в спорте: изменение покрытий спортивных площадок, применение анаболических препаратов. Анализируются подходы к реабилитационным программам травмированных спортсменов. Подробно рассматривается модель К. Эймс и Д. Дуда, основу которой составляет реализация программы работы с атлетами, ориентированной на целеполагание, включенности атлетов в решении задач. Выбор задач определяется степенью их доступности и достижимости спортсменами.

Keywords

Травма, боль, психологические особенности восстановления, психология спорта

Переживание спортивной травмы1


Психологические аспекты восстановления атлетов после получения травмы являются областью изучения специалистов различных направлений. Согласно данным Д. Мейа и Г. Сиеба (May & Sieb), более полумиллиона спортивных травм ежегодно получают только в американских средних школах. В Великобритании количество травмированных атлетов составляет несколько миллионов человек. По данным Д. Паргмана, за последние 25 лет количество травм значительно увеличилось. Фактически любое занятие спортом сопровождается получением травм различной степени тяжести. В профессиональном спорте, требующем значительных физических и психологических нагрузок, получение травмы является неизбежным. Однако в течение многих лет профессиональное сообщество интересовали лишь физиологические аспекты спортивной активности. В данной статье мы проанализируем психологические аспекты переживания спортивной травмы; покажем, что реабилитация атлетов должна сочетать в себе комплексную программу их восстановления, разра­батываемую травматологами, физиотерапевтами, тренерами, психологами; более глубоко рассмотрим факторы, лежащие в основе переживания травм, а также развитие эффективных реаби­литационных методик, способствую­щих процессу восстановления.


Определение спортивной травмы


В научной литературе существу­ет множество определений спортив­ной травмы. Авторы нередко расходят­ся во мнениях относительно критериев травмы и определяют это понятие по-разному. Петрие и Фолкштейн (Petrie &Falkstein) рассматривают травму как такое состояние спортсмена (с ме­дицинской или физиологической то­чек зрения), при котором он вынуж­ден пропустить, по крайней мере, один день тренировочной или соревнова­тельной деятельности. Таким образом, количество пропущенных атлетом дней определяет степень серьезности травмы. Например, травма классифициру­ется как легкая, незначительная, если спортсмен пропускает от 1 до 7 дней тренировок или соревнований; сред­няя степень травмы характеризуется от 8 до 21 пропущенных спортсменом дней; серьезная травма - спортсмен пропускает более 21 тренировочных или соревновательных дня.


Куинн и Фаллон (Quinn, Fallon) опре­деляют травму как «травмирующее со­бытие в жизни, повлекшее физические и психологические последствия». Гоулд, Одри, Бриджес и Бек (Gould, Udry, Bridges, Beck) также рассматривают травму, как «значитель­ное негативное событие, повлекшее за собой изменения в жизни». Бревер и со­авторы (Brewer) определяют спортивную травму как «событие или процесс, вызвавший физические повреждения организма, которые требуют прохождения реабилитации». То есть, в данном контексте основной аспект оп­ределения травмы связан с необходи­мостью реабилитации для спортсменов, а не с продолжительностью перерыва в спортивной деятельности. Несомнен­но, более объективной является систематизация спортивных травм, осно­ванная на физиологических данных. Однако, например, растяжение мышц, требующее медицинской помощи до и после тренировки, далеко не всегда ог­раничивает спортсмена в его професси­ональной деятельности.


Согласно системе регистрации спор­тивных травм, разработанной Б. Блеквелом и П. Маккулагом (B. Blackwell, P. McCullagh), все травмы и болезни, при которых требуется оказание медицинской помощи спортсмену, фиксируются. Травма определяется как лег­кая, если нужна медицинская помощь, не затрагивающая профессиональ­ную деятельность спортсмена. Средняя степень травмы диагностируется в случае оказания атлету медицинской помощи, предписывающей ему измене­ния в его физических действиях. Слож­ная травма характеризуется медицинским лечением атлета и пропуском соревновательной и тренировочной деятельности.


Наше определение спортивной травмы во многом схоже с позицией Д. Паргмена (D. Pargman), кото­рый рассматривает ее как состояние, результатом которого является невозможность функционировать так же полноценно, как и до получения физи­ческих повреждений во время занятий спортом.


Помимо приведенных выше опре­делений, в спортивной науке выделя­ют два вида травм: макро - и микротравмы. Макротравма, как правило, сопровождается острой болью, повреждением организма. Она является результатом внезапного сильного воздейст­вия, например, удара, которое приводит к значительным повреждениям (растя­жению, вывиху, смещению суставов, перелому). В противоположность этому, микротравма связана с аккумулированием повторяющихся небольших воз­действий, которые постепенно приво­дят к нарушению тканей. Это особенно наглядно проявляется в костных и мы­шечно-сухожильных структурах, причина заболеваний которых заключа­ется в повторяющейся механической перегрузке. Продолжительность такого рода травм может исчисляться несколькими месяцами.


Макротравма обычно является ре­зультатом инцидента, когда спортсмен сразу же осознает, что им получена трав­ма. В случае микротравмы может пройти несколько месяцев перед тем, как спорт­смен действительно начинает понимать, что он травмирован. Данный факт значительно осложняет процесс лечения и реабилитации.


Когда причины, вызвавшие какие-либо дисфункции, не определены, у спортсме­нов возможны состояния фрустрации, аг­рессия, депрессии. В этой ситуации травмированный спортсмен не в состоянии адекватно определить цели реабилита­ционного процесса и, что наиболее важно, стремиться достигнуть их.


Знание причин полученной спор­тсменом травмы влияет на психоло­гическую реакцию атлета на это со­бытие. Так, в случае макротравмы, ее причина обычно однозначно определена. В связи с этим устанавливается определенный курс лечения и реабилитации. В такой ситуации спортсмен четко зна­ет, что его ожидает и какой курс лечения предстоит. Последствия микротравмы, как и сама травма, могут быть достаточ­но продолжительное время скрыты от атлета, в связи с чем, травма усугубляет­ся, что приводит к увеличению периода реабилитации.


Факторы, влияющие на переживание спортивных травм


В некоторых видах спорта поврежде­ния, ушибы являются неотъемлемой ча­стью игры (как, например, в регби). Во многих случаях, спортсмен продолжа­ет играть, будучи травмированным, по­скольку имплицитно у него есть пред­ставления, что это является допустимой нормой. Это также создает слож­ности при регистрации и определении травмы, поскольку сам вид спорта вынуждает спортсменов игнорировать, пре­небрегать болью.


В связи с этим в исследованиях спор­тивной травмы ставится вопрос о необходимости учета ожиданий, представ­лений атлета о том, что значит «быть травмированным» и понимания экспрессии болевых ощущений в каждом определенном виде спорта. Вид спорта (командный или индивидуальный) су­щественно влияет на реакции получе­ния травмы игроком и последствия ее как для игрока, так и для коллектива. Вы­соко-статусный травмированный игрок может испытывать чувство вины за то, что «подвел» команду, не смог принести ей пользу. Но, в то же время, спортив­ный коллектив может выступить катали­затором реабилитационного процесса. Поддержка со стороны других игроков, создание условий, при которых трав­мированный игрок может быть востре­бованным, нужным коллективу способ­ствует его скорейшему выздоровлению и восстановлению.


Временная перспектива в отноше­нии травмы (количество предполагаемых пропущенных матчей, игр, сезо­нов) оказывает огромное влияние на психологическое состояние спортсмена. Атлету очень тяжело смирить­ся с тем, что он отойдет от спорта на продолжительное время, потеряет свою физическую форму, отстанет от пар­тнеров и соперников.


Существуют половые различия полу­чения и переживания травм. С. Волтери (S.Walter) и коллеги отмечают, что вероятность того, что спортсмены - мужчины и женщины - будут одинаково обращаться за медицинской помощью, различна.


К факторам, увеличивающим коли­чество спортивных травм, в настоящее время относится использование искус­ственных покрытий на игровых пло­щадках для тренировочной деятельности и соревнований. С одной стороны, это позволяет значительно увеличить скорость и темп спортивных движений, позволяет атлетам более активно пере­мещаться, быстрее и резче менять на­правление своих передвижений, неже­ли на натуральных газонах. Но, с другой стороны, это создает дополнительную нагрузку на опорно-мышечную систему спортсмена, что также является причи­ной постоянно увеличивающегося коли­чества спортивных травм.


Большое значение имеет функцио­нальная подготовка атлетов. Как отме­чает Д. Паргмен (D. Pargman), сегодняшние спортсмены значительно крупнее и сильнее спортсменов прошлых лет. Это объясняется инновацион­ным подходом к тренировочному про­цессу с отягощениями и, возможно, неправильным, неэтичным и противо­законным использованием препаратов, таких как анаболические стероиды. Подобное увеличение мышечной силы влияет на базовые принципы некото­рых видов спорта и может считаться возможной причиной получения физической травмы спортсменом. Несмотря на то, что спортсмены стали сильнее, а в некоторых видах спорта крупнее, чем спортсмены прошлых лет, структура их скелета практически не изменилась. В публикации, посвященной изучению данного вопроса, был отмечен тот факт, что никакие усиленные тренировки и никакие виды химических препа­ратов не способны изменить параметры скелета человека. Соответственно, вращательные движения и нагрузки, воздействующие на длинные трубчатые кости и суставы сегодняшних спортсме­нов, гораздо сильнее, поэтому риск получения травм возрастает.


Важным аспектом травматизма яв­ляется также нерационально состав­ленный режим труда и отдыха, ненадлежащим образом подготовленный спортивный инвентарь, несоблюдение техники безопасности при работе на спортивных снарядах, невыполне­ние установок тренера, отсутствие на­выков использования методов само­регуляции. Все это может проявляться в различных контактных видах спорта (регби, бокс), когда атлет неоправданно грубо и жестко действует в тренировоч­ной ситуации.


Переживание боли


Дискуссионным моментом остается определение боли, сопровождающей спортивную травму. Согласно Р. Мелзак и П. Волл (R. Melzack, P. Wall), об­щепринятого определения боли, также как и травмы, не существует. Боль опре­деляется как сенсорное ощущение, выз­ванное стимулами, приведшими к трав­ме или угрожающими повреждением тканей, причиняющее страдание. Особые нервные окончания, окружающие поврежденные ткани или органы, или находящиеся в непосредственной бли­зости к ним, «передают» сигналы о боли в головной мозг, информируя о по­лученной травме. Биохимические из­менения и отек тканей, возникающий из-за ухудшения циркуляции лимфы вокруг и в поврежденных тканях, где сосредоточены болевые рецепторы, стимулируют передачу электрохимиче­ских сигналов в специализированные отделы головного мозга.


Сигнал о боли передается по спин­ному мозгу и достигает ноцицептивной системы головного мозга, где и происходит его обработка. Также необходимо принять во внимание тот факт, что тело человека обладает способностью «забы­вать» реальное чувство боли. Согласно Л. Пен и К. Фишер (L. Pen, C. Fisher), боли не существует как таковой, пока кора головного мозга не получит информацию о болевом ощущении. Травмированный спортсмен в состоянии вспомнить посредством когнитивных или аффективных процессов, что травма была болезненной, но точно опи­сать ощущения в большинстве случаев не сможет.


Как правило, предполагается, что травма и боль непосредственно связа­ны друг с другом, но в действительности довольно часто встречаются травмы без боли и болевые ощущения в отсутствие травмы.


При определении боли необходи­мо учитывать следующие критерии: ин­дивидуальные различия в терпимости боли; адекватность языка для описания болевых ощущений; социологические нормы, влияющие на экспрессию боли; диагностические средства, с помощью которых определяется степень болевых ощущений; индивидуальные различия спортсменов.


Существенное влияние на атле­тов оказывает спортивная культу­ра и болельщики. Так, тренеры, одноклубники, спортивные фанаты отрицательно относятся к спорт­сменам, которые играют чрезмерно осторожно, боясь получить или нане­сти другому травму. Средства массовой информации занимаются популя­ризацией тех спортсменов, которые, не боясь боли, могут вынести тяже­лую травму. В результате травма ста­новится одним из путей к известности и популярности в спорте.


Важную роль в этой проблеме играет механизм идентификации у спортсменов с «мужскими» чертами характера. Некото­рые виды спорта, такие как бокс, футбол, борьба, регби характеризуются высоким уровенем травматизма, в то же время за ними закрепилась ассоциация исключи­тельно мужских занятий. В связи с этим, спортсмены в этих видах спорта заранее воспринимают боль как неотъемлемую, а иногда и необходимую составляющую «настоящей мужской игры». Иногда по­лучение травмы, особенно для молодых спортсменов, воспринимается как сред­ство достижения уважения со стороны одноклубников. Феномен «принесения в жертву собственного тела» ради спор­тивных достижений был эмпирически верифицирован С. Шафер (S.Shaffer). Он обнаружил, что юные борцы игнори­ровали предупреждающие болевые сигналы и продолжали бороться, несмотря на острую физическую боль.


Л. Харди провел исследование, в котором показал, что процесс социа­лизации и идентификации борцов свя­зан с тем, насколько они умеют выно­сить боль и терпеть травму. Молодые атлеты воспринимают боль и травму как обычные составляющие спортивной деятельности. По мере профессионализа­ции борцов, перехода их на более вы­сокий уровень, способность переносить боль становится повсеместной.


Для того чтобы быть успешным бор­цом, по мнению Д. Коакли (J.Coakley), необходимо следовать таким положениям:



  1. Не обращать внимания на «несерьезные» травмы;

  2. Относиться к специальному лечению незначительных травм как к «излишеству»;

  3. Иметь высокий уровень мотивации продолжать спортивную деятельность, несмотря на боль и повреждения;

  4. Избегать использования травм или боли как причин для неучастия в тренировках или соревнованиях;

  5. Относиться к врачам и тренерам как к экспертам, чья задача заключается в поддержке спортсменов в соревно­вательной деятельности, когда атлеты травмированы;

  6. Относиться к обезболивающим про­тивовоспалительным препаратам как необходимым средствам, поддержи­вающим спортивную деятельность;

  7. Разделять принцип, согласно которо­му все спортсмены должны платить определенную «цену» за свои спортивные достижения;

  8. Нежелание жертвовать чем-либо ради победы или нежелание бороться до конца, воспринимать как профессио­нальный недостаток.


Таким образом, мы видим, что данные принципы в некоторой степени прово­цируют определенный уровень травма­тизма. Спортсмен, испытывая болевые ощущения, переживает этот факт как должно и не только не стремится своев­ременно принять меры по предупреждению травмы, но и сознательно рискует усложнить полученные им повреждения.


Ф. Флинт и M. Веис считают, что до тех пор, пока сами атлеты, от своего лица, не выразят желание противостоять промоутерской культуре, популяризиру­ющей травматизм и боль, спортсмены будут оставаться в зоне высокого риска получения серьезных травмы.


Боль является многомерным кон­структом, включающим физиологический, психологический и социологи­ческий компоненты. До недавних пор измерение болевых ощущений происходило лишь по одному параметру - интенсивность, с использованием ма­тематических шкал. Для упрощения диагностики уровня интенсивности боли применялись визуальные шкалы, оценивающие экспрессию лица. Наи­большее распространение это получило в детских больницах. Впоследствии стали разрабатываться опросные мето­ды для получения информации о боли травмированного атлета. Путем приме­нения различных опросников медицинский персонал смог собирать информа­цию о качестве и количестве болевых ощущений, об очаге боли и возможности его распространения, о временном диапазоне болезненных ощущений.


Но, несмотря на использование современных медицинских техно­логий, необходимо учитывать инди­видуальные различия спортсменов. Т. Линденфелд, И. Нойс и М. Маршал (T. Lindenfeld, E Noyes, M. Marshall) отмечают, что даже в рамках одно­го вида спорта, игроки могут обладать различной болевой терпимостью. Это приводит к тому, что один атлет возвращается к соревнованиям значительно раньше другого при схожести получен­ных ими травм. Проблеме индивиду­альных различий терпимости боли по­священо большое количество работ. Б. Бакстон, Д. Перин, Р. Хетсзлер, К. Хо, Д. Грик (B. Buxton, D. Perrin, R. Hetzler, K. Ho, J. Gieck) анализировали этнический аспект болевых ощущений. М. Мейерс, А. Бурджеос, С. Стюарт, А. Леунес (M.Meyers, A. Bourgeois, S. Stewart, A. LeUnes) исследовали проблемы оценивания болевых ощущений. Социологический аспект боли рассмотрен в работах Г. Никсон (G. Nixon).


Реабилитация атлетов


Значительное число научных исследо­ваний посвящено вопросам социальной поддержки спортсмена во время реаби­литационного периода. Несомненно, что ближайшее социальное окружение ока­зывает большую пользу спортсмену на этапе восстановления после травмы. Для атлета является важным сохранить в этот период тесный контакт со своей командой, со своим коллективом. Это помога­ет ему почувствовать собственную значимость и поддержку со стороны коллег. В период восстановления атлета необ­ходима интеграция усилий физиологов, психологов, спортсменов, всех, кто име­ет влияние на травмированного игрока.


В некоторых этнических группах, со­циальных сообществах, семьях занятие спортом считается легкомысленным де­лом, которому не следует уделять особо­го внимания. В этом случае может иметь место низкий уровень социальной под­держки травмированного спортсмена, вследствие чего психологические ре­акции на травму могут быть обостре­ны. Аналогичным образом складывает­ся ситуация в случае непринятия или неодобрения семьей спортсмена его профессии. Например, если родители выступали против занятия ребенка фут­болом, то в ситуации травмы атлету бу­дет гораздо сложнее проходить восста­новительный период.


По мнению Ф. Флинт (F. Flint), продуктивности восстановительного процесса способствует знание атлетом особенностей протекания реабилита­ционного периода: какие ощущения являются нормальными для определенной стадии восстановления, как контролировать реабилитационный процесс. Так, для спортсменов-новичков переживание опыта, связанно­го с травмой, всегда является мощным стресс-фактором. Большинство стра­хов и беспокойство в отношении травмы обусловлено отсутствием знаний о том, каких последствий следует ожи­дать. Возникают новые телесные ощу­щения, изменяются привычные ре­акции у спортсменов, что приводит к увеличению уровня тревожности.


К. Эймс и Д. Дуда (C. Ames, J. Duda) предлагают модель восстановления спор­тсмена после травмы, основу которой со­ставляет реализация программы работы с атлетами, ориентированной на задачу (Рис.1). Базисом этой программы являет­ся принцип целеполагания, включенности атлетов в решение задач. Выбор задач определяется степенью их доступности и достижимости спортсменами.



Рис.1 Модель восстановления спортсмена после травмы


На Рис.1 схематично представлены факторы, оказывающие влияние на переживания и состояния спортсмена на пре - и постравмирующих стадиях. Ос­новным предметом работы спортивного психолога в данном случае является мотивационный уровень атлета. Именно он определяет не только продолжитель­ность реабилитационного периода, но последующее восстановление спортив­ных навыков и функций.


Если процесс реабилитации нахо­дится на начальном этапе, то травми­рованный спортсмен лишен привычно­го ежедневного общения с тренером. Он не принимает участия в тренировочном процессе. Как правило, для травмиро­ванного атлета создается специальная программа, по которой он занимается индивидуально. Данная ситуация явля­ется очень сложной и фрустрирующей для эго-ориентированных спортсменов, поскольку у них отсутствует возможность поддержания своей самооценки и самоэффективности за счет других атлетов. Все это может привести к нега­тивным эмоциям, депрессиям.


На этапе, когда спортсмен уже может тренироваться с общей группой, возможны ситуации чрезмерного «рвения» атлета. Спортсмены достаточно болезненно реагируют на потерю формы, на­выков, уровня мастерства по сравнению с другими игроками. В данной ситуации атлету важно самостоятельно ставить перед собой цели, к достижению кото­рых он бы стремился.


В программе, основу которой состав­ляет принцип целеполагания, предлагаются следующие составляющие реаби­литации спортсменов:



  1. Использование навыков «самооргани­зации и самоуправления»; установление программы, плана реабилитации.

  2. Создание условий для самооцен­ки и регистрации записей, что яв­ляется необходимым для уче­та спортсменом собственного прогресса, сопоставления результатов в восстановительный период. Л. Иевлева и Т. Орлик (L. Ievleva, T. Orlick), Д. Гоулд (D. Gould) и другие авторы подчеркивают важность фиксирования целей именно на бумаге. С. Дениш (S. Danish) с коллегами отмечают значение количественно­го аспекта записываемого материала и выделяют ценность позитивного из­ложения текста. В частности, использование таких терминов как «хотеть», вместо «должен», «следует» подчеркивает личностный вклад спортсмена в достижение целей. Д. Джилборн (D. Gilbourne) с соавторами пишут, что спортсмены в меньшей степени придерживаются программы целеполагания, когда они продолжительное время находятся вне контактов с врачами, не подвергаются медицинской экспертизе. Спортивному психологу следует учитывать данный факт и содействовать установлению и под­держанию контакта между атлетом и медицинскими сотрудниками ко­манды.

  3. Вовлечение атлетов в процесс при­нятия решений во время восстанови­тельного периода. В. Бегс (W. Beggs) отмечает, что процесс целеполагания должен быть демократичным, поддерживающим спортсмена. М. Тубс, А. Менто, Р. Стил и Р. Каррен (M. Tubbs, A. Mento, R. Steel, R. Karren) считают, что цели, обсуждаемые коллегиально, являются предпочтительнее целей, которые устанавли­ваются в директивном порядке. Программа постановки целей зада­ется, как правило, физиотерапевтом или тренером. В таких программах важную роль играют такие факторы, как текущая стадия восстановления спортсмена, его предыдущий опыт и уровень знаний. Если на начальных этапах восстановления процесс реа­билитации осуществляется в основ­ном под руководством врача, физи­отерапевта или тренера, то уже на финальных стадиях ведущее место отводится тренерскому штабу, персона­лу команды.

  4. К. Эймс (C. Ames) предлагает ис­пользовать критерии индивидуального прогресса спортсмена в качестве средства оценки восстановительно­го периода. Это дает возможность ак­центировать внимание атлета на его достижениях в сфере овладения профессиональным мастерством.


Если рассматривать временной аспект периода реабилитации травми­рованного атлета, то следует отметить, что он является сложным, динамичным. Происходит восстановление анатомической целостности организма в резуль­тате систематического биологического восстановительного процесса. В случае повреждения мягких тканей (мышц, связок) и костных тканей восстановление включает в себя три стадии: воспа­лительную фазу, регенерирующую фазу и фазу созревания. Во время этих стадий выделяются специфические химические вещества и гормоны, которые и обеспе­чивают процесс восстановления.


Важно анализировать основные пси­хологические проблемы, которые переживают травмированные спортсме­ны на различных стадиях реабилитации. Необходимо рассказать спортсме­ну о возможных последствиях его негативного эмоционального состояния или поведения, определить совместно с ним причины этого настроения. Все это будет способствовать снятию напря­жения, избавлению от навязчивых мы­слей, которые препятствуют расслаблению спортсмена и сосредоточению его на курсе лечения.


Л. Иевлива и Т. Орлик (L. Ievleva, T. Orlick) провели исследование, целью которого было установление взаимосвязи между различными пси­хологическими факторами и временем восстановления после травмы. В иссле­довании приняло участие 32 пациента с травмами колена и лодыжки. Испытуе­мые заполняли опросник, диагностиру­ющий у них положительное отношение к жизни (позитивное мировосприятие), перспективы на будущее, уровень стресса и стрессоустойчивости, уровень со­циальной поддержки, целеполагания и применение позитивного внутрен­него диалога. В результате было обна­ружено, что субъекты, которые выздоравливали быстрее остальных, имели более высокие баллы по всем вышепе­речисленным переменным, чем испыту­емые, поправляющиеся медленнее. При этом основными переменными, связанными со скоростью выздоровления, оказались целеполагание и позитив­ный внутренний диалог. Внутренний диалог для людей, которые выздо­равливали быстрее, характеризовался такими предложениями как: «Я смогу сделать все, что угодно», «Я не болею», «Мне не больно». Такие атлеты ставили цели, относящиеся к текущему момен­ту их жизни - периоду восстановления, а не к долгосрочной перспективе, на­пример, возвращению в спорт. Паци­енты, поправляющиеся медленнее, часто использовали такие выражения как: «Почему я?» или «Что за глупые вещи приходится делать!». Исследова­тели сделали вывод, что психологичес­кие факторы могут играть важную роль в процессе восстановления, посколь­ку такие методы, как целеполагание, внутренний диалог, применение умственного образа могут контролироваться самими травмированными спор­тсменами.


Т. Петрие (Г. Petrie) проводил исследование с гимнастками, учащи­мися колледжа и обнаружил, что высо­кий уровень жизненного стресса связан с увеличением травматизма. Поскольку любая травма вызывает у спортсмена стресс, атлет живет с чувством трево­ги по поводу новой возможной трав­мы, что не может не отразиться на его профессиональной спортивной деятельности. Попытки постоянного избе­гания травмоопасных ситуаций в спорте зачастую приводят к повреждениям, так как повышенный уровень стрес­са у атлета мешает ему полностью сос­редоточиться на своей деятельности, тем самым, увеличивая риск получения травмы.


Б. Брюер (B. Brewer) рассматрива­ет в своей работе факторы, влияющие на соблюдение спортсменами правил во время периода реабилитации. Автор вы­деляет два вида факторов: личностные и ситуационные. К личностным факто­рам относится самомотивация - стиль поведения человека, независимый от ситуативных воздействий. К ситуаци­онным факторам относятся многочи­сленные переменные, которые влияют на процесс реабилитации. Среди них: восприятие спортсменом окружения, обстановки, в которой осуществляет­ся его лечение; собственно состояние спортсменов, обусловленное реаби­литационной ситуацией; уверенность в эффективности проводимого лечения; комфортность медицинских условий; принятие и одобрение атлетами пред­лагаемого реабилитационного графика; восприятие реабилитационной нагруз­ки во время процесса лечения; соци­альная поддержка; значимость реабилитации для атлета, его ожидания с этим связанные.


Заключение


Помощь в преодолении спортивных травм является одной из основополагающих задач спортивного психолога. Несомненно, ее эффективное решение возможно только во взаимодействии со специалистами - травматологами, фи­зиологами, тренерами, сотрудниками команды.


При разработке индивидуальной программы по реабилитации спортсме­на психологу важно учитывать множество факторов, среди которых ключевыми являются специфика получения спортивной травмы атлетом, психологиче­ские особенности ее переживания, экспрессия болевых ощущений и др.


В психологической работе со спор­тсменами психологу важно ориенти­роваться на принципы гуманитарно­го подхода высокомотивированного субъекта.


Высокий уровень мотивации профес­сиональных атлетов, желание как можно скорее вернуться к спортивной деятель­ности способствуют преодолению дли­тельного и сложного процесса реабилитации. Основной вопрос заключается в интерпретации эмоций спортсменов во время этого процесса. Когда негатив­ная эмоция, такая как гнев, часто опре­деляемая спортсменами как «готовность к борьбе», должным образом контроли­руется и направляется, она может быть преобразована в «бойцовский дух», что будет способствовать скорейшему восстановлению спортсмена.


Спорт высших достижений, детско-юношеский, любительский спорт всегда сопряжены с получением травм, но ми­нимизировать риск их возникновения, ускорить реабилитационный процесс, сделать спорт привлекательным для ши­рокого круга людей - это основные задачи спортивной психологии в настоя­щее время.


Литература:



  1. Веракса А.Н., Леонов С.В., Горовая А.Е. Психологические особенности художественных гимнасток // Вестник московского университета. Серия 14. «Психология». - 2011. - №4. - С.134-147.

  2. Леонов С.В. Психологические критерии оценивания временных интервалов в профессиональной деятельности : диссертация ... канд. психол. наук ; [Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова]. - Москва, 2008.

  3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

  4. Ames C. Achievement goals, motivational climate, and motivational processes. // G. C. Roberts (Ed.) Motivation in sport and exercise. Champaign, IL: Human Kinetics. - 1992. - P.161-176

  5. Beggs WD. Goal setting in sport // J. G. Jones & L. Hardy (Eds.). Stress and performance in sport. - Chichester: Wiley. - 1990.

  6. Blackwell B., P. McCullagh. The relationship of athletic injury to life stress, competitive anxiety and coping resources // Athletic Training. - 1990. - V. 25. - P. 23-27.

  7. Brewer B.W., Avondoglio J.B., Cornelius A.E., Van Raalte J.L., Brickner J.C., Petipas A.J., Kolt G.S., Pizzari T., Schoo A.M., Emery K., Hatten S.J. Construct validity and Interrater agreement of the Sport Injury Rehabilitation Adherence Scale // Journal of Sport Rehabilitation. - 2002. - V.11. - P. 170-178.

  8. Brewer B. W., Van Raalte J. L., Petitpas A. J., Sklar J. H., Ditmar T. D. Prevalence of psychological distress among patients at a physical therapy clinic specializing in sports medicine // Sports Medicine, Training and Rehabilitation. - 1995. - V. 6. - Р. 139-145.

  9. Brewer B.W. Adherence to sport injury rehabilitation programs //Journal of applied sport psychology. - 1998. - V.10. - Р. 70-82.

  10. Buxton B. P., Perrin D. H., Hetzler R. K. ,Ho K. W., Gieck, J. H. Pain and ethnicity in athletes // Journal of Sport Rehabilitation. - 1993. - V. 2. - Р 13-19.

  11. Coakley. J.J. Socialization through sports. // O. Bar-Or (Ed.). The child and adolescent athlete. - Oxford, England: Blackwell Science. - 1996. - P. 353-363.

  12. Danish S. J., Petitpas A. I., Hale B. D. A developmental-educational intervention model of sport psychology // The Sport Psychologist. -1992. - V. 6. - Р 403-415.

  13. Flint F.A. Integrating sport psychology and sports medicine in research: The dilemmas // Journal of applied sport psychology. - 1998. - V.10. - Р 83-102.

  14. Flint F.A., Weiss. M.R. Returning injured athletes to competition: A role and ethical dilemma // Canadian Journal of Sport Sciences. - 1992. - V.17. - P. 34-40.

  15. Gilbourne D., Taylor A. H., Downie G., Newton, Goal-setting during sports injury rehabilitation: a presentation of underlying theory, administration procedure and an athlete case study // Sports Exercise and Injury. - 1996. - V. 2. - Р 192-201.

  16. Gould D. Goal setting for peak performance. // Mountain View, CA: Mayfield Publishing Company. - 1983.

  17. Gould D., Udry E., Bridges D., Beck L. Down but not out: Athlete responses to season-ending injuries // Journal of Sport and Exercise Psychology. - 1997. - V 19. - P 224-248.

  18. Hardy L. Psychological stress, performance, and injury in sport // British Medical Bulletin. - 1992. - V 48. - P. 615-629.

  19. Ievleva L., Orlick TMental paths to enhanced recovery from a sports injury // D. Pargman (Ed.). Psychological bases of sport injuries. - Morgantown. WV: Fitness Information Technology. - 1993.

  20. Kibler W. B., Chandler T J. Stracener E.S. Musculoskeletal adaptations and injuries due to overtraining // Exercise and Sport Science Reviews. - 1992. - V 20. - Р. 99-126.

  21. Lindenfeld T. N., Noyes E R., & Marshall M. T. Components of injury reporting systems // American Journal of Sports Medicine. - 1998. - V 16.

  22. May J. R., Sieb G. E. Athletic injuries: Psychosocial factors in the onset, sequelae, rehabilitation and prevention // Sport psychology: The psychological health of the athlete. - 1987. - Р 157-185.

  23. Melzack R., Wall P. The challenge of pain. // London: Penguin. - 1988.

  24. Mento A. J., Steel R., Karren R. J. A meta-analytic study of the effects of goal setting on task performance // Organizarional Behavior & Human Decision Processes. - 1987. - V.39. - Р. 52-83.

  25. Meyers M. C., Bourgeois A. E., Stewart S., LeUnes. A. Predicting pain response in athletes: Development and assessment of the Sports Inventory of Pain // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 1992. - V.14. - P 249-261.

  26. Nixon H. L. Accepting the risks of pain and injury in sport: Mediated cultural influences on playing hurt // Sociology of Sport Journal. - 1993. - V.10. - Р 183-196.

  27. Pargman D. Psychological Bases of Sport Injuries. // Fitness Information Technology (FiT); 3rd edition. - 2007.

  28. Pen L. J., Fisher C. A. Athletes and pain tolerance // Sports Medicine. - 1994. - V.18.

  29. Petrie T.A., Falkstein D.L. Methodological, measurement, and statistical issues in research on sport injury prediction // Journal of applied sport psychology. - 1998. - V.10. - Р 26-45.

  30. Quinn A.M., Fallon B.J. The changes in psychological characteristics and reactions of elite athletes from injury onset until full recovery // Journal of Applied Sport Psychology. - 1999. - V.11. - P 210-229.

  31. Shaffer S.M. Grappling with injury: What motivates young athletes to wrestle with pain? Unpublished doctoral dissertation. // University of Minnesota. - Minneapolis. - 1996.

  32. Tubbs M. E. Goal setting: A meta-analytic examination of the empirical evidence // Journal of Applied Psychology. - 1986. - V. 71. - Р 474-483.

  33. Walter S. D., Sutton J. R. McIntosh J. M., Connelly C. The aetiology of sport injuries // Sports Medicine. - 1985. - V.2. - Р 47-58.

  34. Weiss M. R., Troxel R. K. Psychology of the injured athlete //Athletic Training. - 1986. - V. 21. - Р104-109.