Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности Creative Commons

Link for citation this article

Барабанщикова Валентина Владимировна,

Марусанова Галина Игоревна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №4, P. 130 - 140, https://doi.org/10.11621/npj.2015.0413

Published: Nov. 27, 2015

Latest article update: Dec. 19, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

В статье освещается современное состояние проблемы феномена прокрастинации в профессиональной деятельности, рассматриваются основные неисследованные аспекты данной области, выделяются перспективные направления научного анализа. Обзор периодизации существующих публикаций показывает, что число разработок темы прокрастинации с каждым годом возрастает в геометрической прогрессии. Несмотря на выраженный исследовательский интерес к настоящему конструкту, в отечественной и зарубежной психологической науке феномен прокрастинации в труде профессионалов описан недостаточно. Во-первых, отсутствует единое и общепринятое определение понятия прокрастинации (Corkin, Yu, Lindt, 2011; Steel, 2010; Krause, Freund, 2014), что свидетельствует о наличии глубокого терминологического кризиса в данной сфере. Во-вторых, характеристика отсрочивания реализации элементов деловой нагрузки представлена лишь на примере достаточно узкого спектра специальностей, что делает актуальным изучение специфики дифференцированного функционирования феномена на материале широкого круга профессий. В-третьих, в психологии отсутствуют данные об особенностях проявления в профессиональной деятельности так называемой «активной» прокрастинации – тенденции к сознательному откладыванию выполнения заданий с целью достижения оптимального итогового результата работы (Chu, Choi, 2005; Choi, Moran, 2009). В-четвертых, наблюдается острый дефицит стандартизированных психодиагностических инструментов для распознавания настоящего феномена в труде (большинство существующих методик прошли апробацию на выборках студентов и направлены на выявление академической прокрастинации). В-пятых, не существует научно обоснованного выделения методов совладания с деструктивными проявлениями психологической стратегии откладывания «на потом» исполнения должностных обязанностей в профессиональной деятельности.

Keywords

Прокрастинация, академическая прокрастинация, «активная» прокрастинация, «пассивная» прокрастинация

Современное постиндустриальное общество характеризуется пере­ходом экономики на инновационный путь развития. Одной из задач форсированного внедрения нововведений в область производства является формирование мощного плацдарма для глобального, стремительно разворачивающегося финансового прогресса. Как следствие, усиливается динамика народно-хозяйственных процессов, возраста­ет изменчивость внешних и внутренних средовых факторов социально-трудо­вой сферы (Львов, Клейнер, 2007).


В настоящее время претерпевает из­менения сама парадигма управления человеческими ресурсами. Согласно концептуальному подходу к HR-менед­жменту, в качестве одной из наиболее перспективных движущих сил эконо­мического развития предприятия выступает его кадровый потенциал (Ульрих, 2007). Компании нуждается в высокок­валифицированных работниках, обладающих не только устойчивой внешней мотивацией к обеспечению эффективного решения производственных задач, но и выраженной внутренней мотивационно-ценностной ориентацией на профессиональное совершенствование во благо организации.


В постиндустриальном обществе про­исходит преобразование существующе­го рынка труда. Имеет место тенденция к снижению числа работников, занятых на материальном производстве, и увеличения количества специалистов, за­действованных в сфере нематериальных услуг. Претерпевает изменения сама фун­кция человеческих ресурсов в рабочем процессе, в качестве одной из основных особенностей которого начинает фигу­рировать направленность на интенсификацию умственной деятельности профессионалов.


В результате становятся нерента­бельными многие рабочие места, ак­тивно комплектовавшиеся персоналом еще 25 лет назад. Трудовые отношения между сотрудниками и нанимателями выходят за рамки устоявшейся схемы «работник – работодатель». Появляются и набирают повсеместную популяр­ность такие приемы кадровой политики, как аутсорсинг (outsourcing) – передача сторонней организации определенно­го объема бизнес-функций; ауттаскинг (outtasking) – заказ исполнителю вы­полнения отдельных заданий; аутстаф­финг (outstaffing) – привлечение к работе специалистов, состоящих в штате другого учреждения (Юрьев, 2012).


Для продуктивного существования в условиях жесткой конкуренции и успешной реализации производственных принципов, максимизации прибыли и минимизации затрат предприятию необходимо предельно рациональное ис­пользование имеющихся материальных ресурсов и промышленных мощностей. При этом одним из залогов повышения эффективности функционирования ор­ганизации выступает оптимизация инди­видуального и коллективного труда штатных и внештатных сотрудников.


В качестве аспекта достижения вы­сокого качества реализации специа­листами поставленных рабочих задач актуальным становится изучение осо­бенностей феномена прокрастинации в профессиональной деятельности – раскрытие специфики психологической стратегии откладывания специалистами выполнения предписанных должност­ных обязанностей (Барабанщикова, Ка­минская, 2013).


Прокрастинация получила широкое распространение среди населения, находящегося в трудоспособном возрасте. Согласно ряду зарубежных исследова­ний, привычка откладывать различные действия на «потом» характерна при­мерно для 20% совершеннолетних граждан англоязычных стран (Harriott, Ferrari, 1996; Hammer, Ferrari, 2002; Ferrari, O’Callaghan, Newbegin, 2005). По другим данным, предрасположенность к отсрочиванию выполнения запланированных дел признают за собой око­ло 95% взрослых жителей Запада, при этом четверть из них считают подобную склонность хронической (Steel, 2010). Отмечается, что в течение 30 лет (с 1978 года по 2007 год) количество людей за рубежом, идентифицирующих себя как неизменных прокрастинаторов, увели­чилось практически на 20% – возросло с 5% до 26% (Steel, 2012).


Имеются данные о глобальных не­благоприятных экономических и соци­альных последствиях прокрастинации населения. Так, около 40% взрослых американцев признаются, что им доводилось нести различные финансовые потери из-за промедления со своевременным выполнением необходимых дел (Gura, 2008). Причем, подобная подверженность проявлениям психологической стратегии откладывания осуществления задуманного одинако­во свойственна как американским муж­чинам, так и женщинам (Ferrari, Pychyl, 2000; Schowuenburg, Lay, Pychyl, Ferrari, 2004).


Согласно статистике, жители Соеди­ненных Штатов Америки ежегодно полу­чают штрафы на сотни миллионов долла­ров, потому что не выплачивают налоги в срок. Ведущие финансовые аналитики крупного банка «Clear Mountain Bank» от­мечают, что только в 2013 году с клиентов было удержано в сумме около 12 мил­лиардов долларов по задолженностям за непогашенные вовремя кредиты. По про­гнозам с каждым годом эта цифра будет увеличиваться на 1-2 миллиарда.


Однако масштабы урона, связанного с тотальной склонностью социума к откладыванию дел, гораздо шире, чем кате­гория индивидуальных потерь каждого конкретного человека. Люди, предраспо­ложенные к отсрочиванию реализации планов в повседневных жизненных вопросах, скорее всего, будут демонстри­ровать эту же тенденцию на профес­сиональном поприще, что может стать причиной колоссальных финансовых потерь для работодателя. Например, по результатам исследования, проведенного на базе консалтинговой компании «H&R Block», в 2002 году организация понесла убытки в размере 473 миллионов долла­ров по причинам, так или иначе связан­ным с промедлением сотрудников на рабочих местах (Барабанщикова, Камин­ская, 2013).


Отмечается, что для «белых воротнич­ков» – специалистов умственного труда, склонность к прокрастинации характер­на в гораздо большей степени, чем для «синих воротничков» – работников, за­нимающихся физической деятельностью (Harriott, Ferrari, 1996; Hammer, Ferrari, 2002), что в эпоху постиндустриализма значительно увеличивает необходимость разработки аспектов отсрочивания про­фессионалами выполнения элементов деловой нагрузки.


Прокрастинация в профессиональной деятельности


История активной научной разра­ботки специфики проявлений поведен­ческой склонности откладывания «на потом» реализации тех или иных наме­рений насчитывает менее полувека. При этом около 80% исследований, сущест­вующих в настоящий момент, были опубликованы в течение последних 15 лет.


Результаты систематизации данных, аккумулированных с использованием ресурсов международной рефератив­но-библиографической наукометриче­ской базы публикаций «Web of Science», свидетельствуют о наличии тенденции ежегодного усиления исследовательского интереса к феномену прокра­стинации (см. табл. 1 и 2). Более того, с 1980 г. число публикаций, касающихся различных аспектов психологической стратегии отсрочивания выполнения дел, растет буквально в геометрической прогрессии.


Так, например, в десятилетний пери­од с 1980 г. по 1990 г. было опубликовано всего 3,4% от общего числа работ, при­сутствующих в данной области на сегод­няшний день (см. табл. 1).


Таблица 1. Статистическая сводка научных публикаций, посвященных феномену прокрастинации, за период 1985-2015 гг. с разбивкой на десятилетия.























 



Период времени, гг.



До 1985



1985-1995



1995-2005



2005-2015



Количество публикаций,%



1,1



6,8



26,1



66



Напротив, в течение последних деся­ти лет (2005-2015 гг.) издано подавляющее большинство (66%) статей на тему прокрастинации, при этом за последние пять лет (2010-2015 гг.) вышло немногим менее половины (42,1%) существую­щих научных работ (см. табл. 2).


Таблица 2. Статистическая сводка научных публикаций, посвященных феномену прокрастинации, за период 1980-2015 гг. с разбивкой на пятилетия.





























 



Период времени, гг.



1980­-1985



1985­-1990



1990­-1995



1995­-2000



2000­-2005



2005­-2010



2010­-2015



Количество публикаций, %



1,1



2,3



4,5



10,2



15,9



23,9



42,1



Первые публикации, посвященные анализу прокрастинации, описывают ее клинические проявления (Andreasen, 1982). В большинстве научных работ функционирование настоящего конструкта рассматривается на примере ака­демической среды (Барабанщикова, Каминская, 2013). При этом наблюдается острый дефицит исследований, направ­ленных на оценку стратегии откладывания профессиональных задач в трудовой деятельности.


Актуальные проблемы и перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности


Несмотря на растущий интерес пси­хологов к разработке аспектов феномена прокрастинации в различных областях человеческой деятельности, специфика проявления настоящего конструкта в труде остается слабо изученной. В нынешнее время в данной сфере присутствует ряд проблем, представляющих собой перспек­тивные направления научного анализа.


1. Недостаточная степень концептуализации и операционализации феномена прокрастинации.


На сегодняшний день в области опре­деления понятия прокрастинации присутствует глубокое терминологическое противоречие. В современной психологической науке не существует единой, общепризнанной трактовки термина «про­крастинация». Отмечается, что авторы достигли консенсуса лишь в отношении двух ключевых характеристик феноме­на – наличия промедления в реализации того или иного намерения и присутст­вия сопутствующего чувства психологического дискомфорта (Corkin, Yu, Lindt, 2011; Steel, 2010; Krause, Freund, 2014).


Прокрастинация соотносится с мно­жеством психологических факторов (Steel, 2007). Часто данный феномен рассматривают во взаимосвязи с особен­ностями когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер личности (Pychyl, Flett, 2012; Rebetez, Rochat, Van der Linden, 2015). Однако целостная картина взаимо­действия данных конструктов до сих пор недостаточно ясна (Wilson, Nguyen, 2012). Число релевантных структурных моделей прокрастинации крайне невелико (Procee, Kamphorst, Wissen van, Meyer, 2013), не сформировано в полной мере представление об особенностях связей пси­хологических детерминант настоящего феномена.


Более того, прокрастинация в профес­сиональной деятельности практически не классифицировалась авторами как от­дельный конструкт. До обобщения всего многообразия проявлений данной пси­хологической стратегии в два больших класса: отсрочивание выполнения заданий и откладывание принятия решений (Milgram, Tenne, 2000), наиболее распространенная классификация насчитывала пять видов прокрастинации:




  • бытовая прокрастинация – откладыва­ние выполнения необходимых повседневных дел, таких как оплата счетов, наведение порядка в жилом и рабочем помещениях, осуществление покупок;




  • прокрастинация в принятии решений (в том числе, относительно незначительных);




  • невротическая прокрастинация – от­срочивание осуществления глобальных жизненных решений, например, выбора будущей профессии, момента вступления в брак;




  • компульсивная прокрастинация – хроническое проявление в поведении склонности к откладыванию дел в со­четании с тенденцией отсрочивания принятия решений;




  • академическая прокрастинация – про­медление в выполнении учебных заданий (Milgram, Batory, Mowrer, 1993).




Существующая типология нуждает­ся в доработке, посредством выделения отдельного кластера проявлений в профессиональной деятельности стратегии откладывания трудовых задач.


2. Низкая степень изученности специфики феномена прокрастинации в профессиональной деятельности.


В современной психологической на­уке наблюдается острый дефицит исследований психологических осо­бенностей стратегии откладывания специалистами выполнения предписанного круга профессиональных задач.


В систематизированной совокупно­сти основных, крайне малочисленных публикаций, посвященных анализу фун­кционирования феномена прокрастина­ции в трудовой деятельности (см. табл. 3), в наиболее общем виде прослежива­ется ряд тенденций:




  • феномен прокрастинации описыва­ется на материале достаточно узкого круга специальностей – в основном, на примере должностей специалистов и руководителей в сфере образования и области информационных техноло­гий (сфере IT);




  • в отечественной психологии крайне слабо представлены исследования феномена прокрастинации в труде.




Таблица 3. Исследования особенностей феномена прокрастинации в трудовой деятельности.



















































Уровень должности



Род деятельности



Направление исследования, библиографическая ссылка



Сфера образования



Специалисты



Учителя старших классов средней школы



Особенности и причины возникновения прокрастинации в педагогической деятельности (Seo, 2012)



Взаимосвязь прокрастинации с профессиональным стрессом (Van Wyk, 2004)



Взаимосвязь прокрастинации, профессионального стресса (как промежуточной переменной) и удовлетворенности трудом (Mohsin, Ayub, 2014)



Руководящий состав



Руководители и заместители руководителей школ



Взаимосвязь между прокрастинацией и стилями принятия решений (Ugurlu, 2013)



Администрация (руководство) колледжей



Взаимосвязь поведенческой тенденции к прокрастинации с уровнем самооценки и склонностью к перфекционизму (Ying, 2012)



Прочие сферы профессиональной деятельности



Специалисты



IT-специалисты, члены вирту­альных проектных групп



Взаимосвязь между склонностью к прокрастинации и уровнем выраженности про­фессионального стресса (Барабанщикова, Каминская, 2013)



Руководящий состав



Менеджеры и руководители IT-компаний и финансовых организаций



Степень выраженности прокрастинации в зависимости от типов временной пер­спективы личности (Parsons, Soucie, 1988)



Администрация руководящих органов физической культуры и спорта



Особенности функционирования феномена прокрастинации в связи со спецификой управленческой деятельности (Gupta, Hershey, Gaur, 2012)



Анализ существующих публикаций позволяет выделить ряд перспектив на­учных исследований в данной области.


Во-первых, на сегодняшний день край­не актуальным является изучение специфики проявления прокрастинации в различных областях профессиональной деятельности. Целесообразно осуществление сравнительного описания особенно­стей функционирования данного феномена в работе представителей профессий разных типов: технономических, социо­номических, сигнономических, биономи­ческих, артономических (Климов, 1988). Приобретает важность анализ психологической стратегии откладывания выполне­ния должностных задач в труде специалистов экстремального профиля (работники военных, морских, авиационных, кос­мических и других специальностей), по­скольку минимальное деструктивное про­медление в деятельности данного круга профессионалов может привести к губи­тельным последствиям.


Во-вторых, необходимо описание воздействия организационных и лич­ностных факторов на специфику от­срочивания выполнения профессио­нальных задач в трудовой деятельности (Барабанщикова, Каминская, 2013). Це­лесообразно разграничение и сравнительное изучение психологических аспектов, детерминирующих проявле­ние прокрастинации как единичного ответа на ситуативное воздействие и ее существование в качестве устойчивой личностной черты.


В-третьих, ввиду особой специфики труда на постсоветском пространстве, возрастает актуальность осуществления отечественного научного анализа осо­бенностей феномена прокрастинации в профессиональной деятельности. По ряду данных, большинство отечествен­ных организаций систематически фун­кционируют в авральном режиме, при­чем этапы активных трудовых свершений чередуются со своеобразными периода­ми «застоя», когда интенсивность работы находится на относительно стабильном уровне. При этом в качестве основной характеристики успешного специалиста отмечается способность к быстрому пе­рераспределению задач в меняющихся условиях трудового процесса и полной мобилизации доступных ресурсов с целью достижения наивысшего результата в короткий срок (Прохоров, 2002). Впол­не возможно, что в подобной ситуации феномен прокрастинации будет развора­чиваться особым образом.


3. Отсутствие сравнительного описания деструктивных и конструктивных проявлений феномена прокрастинации на материале трудовой деятельности.


Наряду с частым констатированием негативных последствий поведенческой тенденции отсрочивания выполнения различных действий, в психологиче­ской науке присутствуют данные о возможности продуктивного воздействия данного феномена.


Прокрастинация разделяют на «пас­сивную» и «активную» (Chu, Choi, 2005). При схожих внешних признаках прояв­ления в деятельности (см. рис. 1) выде­ленные виды стратегии откладывания решения необходимых задач имеют раз­личный внутренний регуляторный механизм.



Рис. 1. Специфика проявления прокрастина­ции в различных видах деятельности.


Понятие «пассивной» прокрастинации подразумевает традиционное осмысление феномена, термином «активная» прокрастинация обозначается особый тип пси­хологической стратегии сознательного отсрочивания выполнения определенных заданий с целью достижения оптимального итогового результата деятельности (Chu, Choi, 2005) (см. табл. 4).


Таблица 4. Сравнительная характеристика особенностей «пассивной» и «активной» прокрастинации.


















«Пассивная» прокрастинация



«Активная» прокрастинация



Изначальное отсутствие намерения отсрочить выполнение дел



Присутствие осознания возможности своевременного обращения к выполнению задания



Откладывание решения задач из-за неспособности быстро принимать решения



Сознательное откладывание выполнения дел с целью фокусировки на решении более важных и первоочередных задач



Индивидуальные качества так называе­мых «активных» и «пассивных» прокрастинаторов во многом различаются. На мате­риале академической деятельности было показано, что лица, склонные к сознатель­ной отсрочке определенных действий с целью сосредоточения внимания на выполнении субъективно первостепенных дел, по ряду характеристик больше похожи на тех, кому вообще не свойственна склонность откладывать «на потом», чем на традиционных деструктивных прокрастинаторов (Chu, Choi, 2005). Так, «активные» прокрастинаторы схожи с «непрокрастинаторами» в аспектах контроля над време­нем, специфике представлений об уровне собственной эффективности, особенно­стях предпочитаемых копинг-стратегий. Также две данные подгруппы демонстри­ровали более высокую удовлетворенность жизнью, более низкий уровень стресса и депрессии, являлись более успешными в учебе – имели более высокий GPA (Grade Point Average, средний балл диплома или аттестата) по сравнению с ровесниками, предрасположенными к «пассивной» про­крастинации (см. табл. 5).


Таблица 5. Сравнительная характеристика психологических особенностей лиц, склонных к «пассивной» или «активной» прокрастинации, а также ин­дивидов, не демонстрирующих тенденцию откладывания дел.




















































 



«Пассивные» прокрастинаторы



«Активные» прокрастинаторы



«Непрокрастинаторы»



Временной контроль



Малая целенаправленность расходования времени; Невысокий уровень временного контроля



Целенаправленное распоряжение временем; Высокий уровень временного контроля



-



Высокая оценка собственного уровня контроля времени



Низкая оценка уровня собственно­го контроля над временем



Высокий уровень структурирования времени



Низкий уровень структурирования времени



Самоэффективность



Относительно невысокая оценка уровня соб­ственной эффективности



Высокая оценка уровня собственной эффективности



Мотивационная ориентация



Выраженная внешняя мотивация деятель­ности



-



Низкий уровень выраженности внешней мотивации деятельности



Стратегии совладания со стрессом



Малая степень использования стратегий сов­ладания со стрессом, ориентированных на достижение цели



 



Использование продуктивных стратегий совладания со стрессом, ориентированных на достижение цели



Использование стратегии избегания в стрессовых ситуациях



Малая степень использования стратегии избегания в стрессовых си­туациях



Индивидуальные характеристики



Низкий уровень удовлетворенности жизнью; Выраженное чувство стресса и депрессии; Низкий GPA



Высокий уровень удовлетворенностью жизнью; Низкий уровень выраженности депрессии и стресса; Высокий GPA



Существуют данные, в различной сте­пени подтверждающие возможность положительной связи «активной» прокрастинации с повышенной резуль­тативностью учебной деятельности (Demeter, Davis, 2013; Lee, 2013).


Более того, отмечается, что, благода­ря способности к оперативному изменению приоритетов в решаемых задачах, «активные» прокрастинаторы могут быть более эффективными в условиях постиндустриального общества (Choi, Moran, 2009).


Необходимо четкое понимание того, при каких условиях психологическая стратегия отсрочивания реализации должностных задач в труде специалистов бу­дет иметь негативные последствия, а при каких, напротив, продуктивные. Итогом станет возможность поощрения позитив­ных проявлений прокрастинации и бло­кировки или минимизации ее негативных аспектов как на индивидуально-личностном уровне каждого профессионала, так и в масштабах системы управления персоналом на предприятиях.


4. Дефицит средств диагностики склонности к прокрастинации и методов коррекции ее проявлений.


Основные психодиагностические ин­струменты, существующие на сегодняш­ний день, направлены на изучение академической прокрастинации и прошли апробацию на выборках студентов и учащихся подростков (см. табл. 6).


Таблица 6. Систематизация методик, направленных на диагностику прокрастинации.









































































































Наименование методики



Авторский Состав



Год публикации



Характеристика выборки



Оригинальные методики



Aitken Procrastination Inventory (API)



M.E. Aitken



1982



Учащиеся колледжа



Procrastination Log - Behavior



F.G. Lopez, C.A. Wambach



1982



Студенты



Procrastination Assessment Scale-Student(PASS)



LJ.Solomon, E.D. Rothblum



1984



Учащиеся колледжа



Procrastination Self-Statement Inventory (PSSI)



P.R. Grecco



1984



Студенты



General Procrastination Scale (GPS)



C. Lay



1986



Учащиеся колледжа



Adult Inventory of Procrastination (AIP)



W.G. McCown, J.L. Johnson



1989



Студенты



Test Procrastination Questionnaire (TPQ)



P. Kalechstein, D. Hocevar, J.W. Zimmer, M. Kalechstein



1989



Студенты



Tuckman Procrastination Scale (TPS)



B.W. Tuckman



1991



Учащиеся колледжа



Academic Procrastination State Inventory (APSI)



H.C. Schouwenburg



1995



Студенты



Academic Procrastination Scale (APS)



N. Milgram, Y. Toubiana



1999



Подростки (возраст: 13-16 лет) и их родители *



Active Procrastination Scale (APS)



J.N. Choi, S.V.Moran



2009



Студенты



Pure Procrastination Scale (PPS)



P. Steel



2010



Подростки (средний возраст - 14лет)



Русскоязычная адаптация



General Procrastination Scale (GPS)



C.Lay (адаптация О.С. Винде- кер, М.В. Останиной)



1986 (2014)



Студенты



Procrastination Assesment Scale Student (PASS)



L.J. Solomon, E.D. Rothblum (адаптация М.В. Зверевой)



1984 (2015)



Мужчины и женщины, возраст: 18-25 лет, образование не ниже полного среднего



* Родителям участников исследования предлагалось вспомнить возможные случаи прокрастинации из их детства



Произведенный синтез данных позво­ляет сделать вывод о необходимости разработки в отечественной и зарубежной пси­хологии адекватной системы диагностики особенностей феномена прокрастинации в профессиональной деятельности.


Помимо этого, в современной пси­хологической науке отмечается нехват­ка научно обоснованных стратегий совладания с прокрастинацией на ра­бочем месте, действенных в рамках труда представителей различных профес­сий. Основная часть материалов, так или иначе затрагивающих данный вопрос, является публицистической и носит до­статочно абстрактный характер.


Таким образом, исследование специ­фики психологической стратегии откладывания специалистами исполнения должностных задач имеет высокую тео­ретическую и прикладную значимость. Тем не менее, феномен прокрастинации на профессиональном поприще недостаточно изучен в современной психо­логической науке.


В качестве наиболее перспективных направлений научной разработки проблемы прокрастинации в трудовой деятельности можно выделить следующие аспекты:




  • Концептуализация и операционализа­ция феномена прокрастинации в профессиональной деятельности;




  • Сравнительное изучение проявления стратегии откладывания «на потом» выполнения должностных задач в труде представителей профессий различного типа, в том числе, специалистов экстре­мального профиля деятельности;




  • Изучение специфики функциониро­вания так называемой «пассивной» (традиционной) и «активной» (про­дуктивной) прокрастинации в про­фессиональной деятельности;




  • Апробация на выборках профессио­налов системы диагностики особенностей поведенческой тенденции промедления при выполнении пред­писанных должностных обязанностей;




  • Выделение действенных методов са­морегуляции и стратегий совладания с прокрастинацией, пригодных для вне­дрения в профессиональной среде.




В отечественной психологии иссле­дование особенностей феномена прокрастинации в профессиональной тру­довой деятельности имеет особую актуальность, благодаря совокупности ряда факторов:




  • Относительная новизна проблемы про­крастинации в труде для отечественной науки (первое русскоязычное иссле­дование, посвященное рассмотрению особенностей стратегии отсрочивания реализации трудовых задач, было опу­бликовано лишь в 2013 году);




  • Крайне низкая степень изученности проявлений психологической стратегии откладывания «на потом» выпол­нения элементов рабочей нагрузки в профессиональной деятельности спе­циалистов;




  • Существование ряда противоречий в области анализа феномена прокрастинации.




Выявленная специфика периодиза­ции публикации результатов исследований, посвященных феномену прокрастинации, обуславливает актуальность осуществления теоретического анализа психологической литературы в данной сфере глубиной в пять, максимум в десять лет, что позволит рассмотреть акту­альное состояние проблемы.


Литература:



  1. Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал. – 2013. – №2 (10). – С. 43-51.

  2. Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 91-104.

  3. Иванников В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2015. - №2 – с. 15-22.

  4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – Москва : Изд-во МГУ, 1988. – 199 с.

  5. Носкова О.Г. Общепсихологическая теория деятельности и проблемы психологии труда // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - №3 – с.104-121.

  6. Прохоров А.П. Русская модель управления. – Москва : ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. – 376 с.

  7. Россия в глобализирующемся мире: модернизация российской экономики под ред. акад. Д.С. Львова, чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. – Москва : Наука, 2007. – 422 с.

  8. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR-менеджера в организации. – Москва : ИД «Вильямс», 2007. – 304 с.

  9. Юрьев С.В. Аутсорсинг как элемент современных экономических отношений в РФ: монография. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербург. гос. ун-т сервиса и экономики, 2012. – 165 с.

  10. Andreasen N.C. Negative symptoms in schizophrenia. Definition and reliability // Arch Gen Psychiatry. – 1982. – V.39 (7). – P. 784-788.

  11. Choi J.N., Moran S.VWhy not procrastinate? Development and validation of a new active procrastination scale // The Journal of Social Psychology. – 2009. – V. 149 (2). – P. 195-212.

  12. Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // The Journal of Social Psychology. – 2005. – V. 145 (3). – P. 245-264.

  13. Corkin D.M., Yu S.L., Lindt S.F. Comparing active delay and procrastination from a self-regulated learning perspective // Learning and Individual Differences. – 2011. – V. 21 (5). – P. 602-606.

  14. Demeter D.V., Davis S.E. Procrastination as a tool: exploring unconventional components of academic success // Creative Education. – 2013. – V.4 (7). – P. 144-149.

  15. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. – New York: Plenum Press, 1995. – 245 p.

  16. Ferrari J.R., O’Callaghan J., Newbegin I. (2005) Prevalence of procrastination in the United States, United Kingdom, and Australia: arousal and avoidance delays among adults // The American Journal of Psychology. – 1995. – 7 (1). – 1-6.

  17. Ferrari J.R., Pychyl T.A. Procrastination: Current Issues and New Directions. [Special Issue] // Journal of Social Behavior and Personality. – 2000. – V.15 (5). – P. 197-202.

  18. Flett G.L., Blankstein K.R., Hewitt P.L., Koledin S. Components of perfectionism and procrastination in college students // Social Behavior and Personality. – 1992. – V. 20 (2). – P. 85-94.

  19. Gupta R., Hershey D.A., Gaur J. Time Perspective and Procrastination in the Workplace: An Empirical Investigation // Current Psychology. – 2012. – V. 31 (2). – P. 195-211.

  20. Gura T. I’ll Do It Tomorrow // Scientific American Mind. – 2008. – V. 19. – P. 27-33.

  21. Hammer C.A., Ferrari J.R. Differential incidence of procrastination between blue and white-collar workers // Current Psychology. – 2002. – V. 21 (4). – P. 333-338.

  22. Harriott J., Ferrari J.R. Prevalence of procrastination among samples of adults // Psychological Reports. – 1996. – 78 (2). – P. 611-616.

  23. Krause K., Freund A.M. Delay or procrastination: A comparison of self-report and behavioral measures of procrastination and their impact on affective well-being // Personality and Individual Differences. – 2014. – V. 63. – P. 75-80.

  24. Lee D. Differences in Passive/Active Procrastination, Happiness, and Depression by the Clusters of Perfectionism in College Students // Korea Journal of Counseling. – 2013. – V. 14 (2). – P. 857-875.

  25. Milgram N.A. El retraso: Una enfermedad de los tiempos modernos [Procrastination: A malady of modern time] // Boletin de Psicologia (Valencia). – 1992. – V. 35. – P. 83-102.

  26. Milgram N.A., Batory G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. – 1993. – V. 31 (4). – P. 487-500.

  27. Milgram N.N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. – 2000. – V. 14 (2). – P. 141-156.

  28. Mohsin F.Z., Ayub N. The relationship between procrastination, delay of gratification, and job satisfaction among high school teachers // Japanese Psychological Research. – 2014. – V. 56 (3). – P. 224-234.

  29. Parsons C.A., Soucie D. Perceptions of the causes of procrastination by sports administrators // Journal of Sport Management. – 1988. – V. 2 (2). – P. 129- 139.

  30. Procee R., Kamphorst B., Van Wissen A., Meyer J.J. A formal model of procrastination // BNAIC 2013: Proceedings of the 25th Benelux Conference on Artificial Intelligence, Delft, The Netherlands. – November 7-8. – 2013. – P. 152-159.

  31. Pychyl T. A., Flett G. L. Procrastination and self-regulatory failure: An introduction to the special issue // Journal of Rational-Emotive and Cognitive- Behavior Therapy. – 2012. – V. 30 (4). – P. 203-212.

  32. Rebetez M.M.L., Rochat L., Van der Linden M. Cognitive, emotional, and motivational factors related to procrastination: A cluster analytic approach // Personality and Individual Differences. – 2005. – V. 76. – P. 1-6.

  33. Schowuenburg H.C., Lay C., Pychyl T.A., Ferrari J.R. Counseling the procrastinator in academic settings. – Washington, DC: American Psychological Association, 2004. – 250 p.

  34. Seo E.H. Teacher’s procrastination and its reasons // Korean Journal of Teacher Education. – 2012. – V. 28 (2). – P. 189-201.

  35. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. – 2007. – V. 133 (1). – P. 65-94.

  36. Steel P. Arousal, avoidant and decisional procrastinators: Do they exist? // Personality and Individual Differences. – 2010. – V. 48 (8). – P. 926-934.

  37. Steel P. The procrastination equation: How to stop putting things off and start getting stuff done. – New York: HarperCollins, 2012. – 352 p.

  38. Ugurlu C.T. Effects of Decision-Making Styles of School Administrators on General Procrastination Behaviors // Eurasian Journal of Educational Research. – 2013. – V. 13 (51). – P. 253-272.

  39. Van Wyk L. The relationship between procrastination and stress in the life of the high school teachers: unpublished master thesis [University of Pretoria] – Pretoria, 2004. – 98 p.

  40. Wilson B. A., Nguyen T. D. Belonging to tomorrow: An overview of Procrastination // International Journal of Psychological Studies. – 2012. – V. 4 (1). – P. 211-217.

  41. Ying R.Q. Core Self-Evaluations’ Relationship with Procrastination: The Perfectionism as a Mediator // 2nd International Symposium on Public Human Resource Management, Hangzhou, China. – October 26-28, 2012. – P. 74-79.