Loading...

This article is published under a Creative Commons license, not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...

Промышленная политика России: направленность и инструментарий Creative Commons

Link for citation this article Add this article in bookmark list
Юлия Владимировна Вертакова, Профессор Юго-Западного государственного университета, д-р экон. наук
Наталья Андреевна Плотникова, Специалист Центра управления проектами в промышленности Минпромторга России, аспирант Юго-Западного государственного университета
Владимир Александрович Плотников профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д-р экон. наук
Экономическое возрождение России, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №3, P. 49 - 56

Published: Sept. 10, 2017

This article is published under the license License

Loading...
Link for citation this article Related Articles

Abstract

Существование и развитие инновационной экосистемы невозможно без соответствующей промышленной политики - комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала и обеспечение производства конкурентоспособной продукции.

Keywords

Промышленная политика

Существование и развитие инновационной экосистемы невозможно без соответствующей промышленной политики - комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала и обеспечение производства конкурентоспособной продукции.


Основные инструменты поддержки промышленности нашли отражение в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г № 488-ФЗ «О промышленной политике» (в редакции федеральных законов от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 365-ФЗ), который сформировал единую законодательную базу для обеспечения в стране благоприятного инвестиционного климата. Федеральный закон регулирует отношения между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности; организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности; органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в России.


Федеральный закон выделяет три основных траектории развития промышленной политики: стимулирование деятельности в сфере промышленности, территориальное развитие промышленности, особенности промышленной политики в обороннопромышленном комплексе.


Закон предусматривает пять предпочтительных категорий субсидий, которые могут предоставляться в сфере промышленности, две из них (на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов, и на проведение НИОКР) предоставляются исключительно на конкурсной основе (табл. 1).


По логике указанного закона, субсидии как один из способов привлечения инвестиций должны повышать рентабельность инвестиционного проекта для частного инвестора. Это - проектно-ориентированный подход к предоставлению субсидий с установлением четких показателей эффективности, которых получатель субсидии обязуется достигнуть. Пример проектного подхода к возмещению затрат - Постановление Правительства России от 30 декабря 2013 г. № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов». В 2014-2015 гг. по данным, содержащимся в докладе о результатах деятельности Минпромторга России [1], поддержано 78 проектов на сумму 4,5 млрд рублей. В 2016 г. оказана поддержка 36 проектам на сумму 3,47 млрд рублей.



Еще одним примером проектного подхода является Постановление Правительства России от 03 января 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил предоставления субси
дий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности». На конец 2016 г. подписано 99 договоров о субсидировании, 66 проектов (64 компании) уже получили субсидию в объеме 2 319,43 млн рублей. Более 726 млн рублей было выделено на поддержку химического комплекса, около 500 млн рублей - лесопромышленного комплекса, свыше 420 млн рублей получили проекты в сфере металлургии [1].


Популярным финансовым механизмом содействия реализации проектов в промышленности стали государственные гарантии и льготные кредиты, введенные постановлением Правительства России от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Они также предоставляются по итогам конкурсного отбора и носят целевой характер.


Одним из инструментов территориального развития промышленной инфраструктуры является создание специализированных промышленных площадок: индустриальных парков (для размещения промышленных производств), технопарков (для размещения инновационных компаний) и промышленных кластеров. В качестве финансовой поддержки предоставляется субсидия управляющим компаниям индустриальных парков и технопарков, возмещающая часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на создание промышленной инфраструктуры.


Второй субсидиарный механизм поддержки территориального развития промышленной инфраструктуры предусматривает возмещение регионам из федерального бюджета затрат на создание промышленной инфраструктуры парков за счет возврата уплаченных резидентами налогов и таможенных пошлин. В 2016 г. 8 регионов получили 1 839,9 млн рублей субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на создание десяти индустриальных парков за три предшествующих года. На 2017 г. государством выделено 4 348 млн рублей на реализацию указанного субсидиарного механизма. С 2016 г. предоставляется субсидия на возмещение части затрат участников промышленных кластеров при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения. Так, в 2016 г. государственную поддержку в размере 50,8 млн рублей получили три совместных проекта трех промышленных кластеров Воронежской (нефтегазохимический), Псковской (электротехнический) и Липецкой (станкостроение и станкоинструментальная промышленность) областей [1].


Администраторами мер поддержки для отраслей промышленности выступают Минпромторг России, включая его отраслевые департаменты, Фонд развития промышленности, РОИВ, Минкомсвязи России, Минэнерго России и прочие институты развития.


Набор мер финансовой поддержки промышленности включает также механизмы поддержки институтов развития (Фонда развития промышленности, Внешэкономбанка, РВК, Роснано и др.). Это такие инструменты, как гранты, займы, кредиты, участие в капитале, которые зачастую определяются порядком предоставления субсидий из бюджета соответствующему институту. Последние могут в определенной мере автономно распоряжаться выделенными средствами, предоставлять их отобранным проектам на условиях государственно-частного партнерства. Из числа действующих государственных институтов развития существенное влияние на модернизацию промышленности оказывает Фонд развития промышленности (ФРП), созданный в 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе лучших доступных технологий [11].


Подчеркнем, что ФРП, являясь автономным учреждением, полностью подконтролен государству в лице Минпромторга России, но при этом может проявлять больше гибкости при решении вопросов проведения конкурсных процедур и более тщательно оценивать проекты. Указанные характеристики фонда позволяют считать его одним из эффективных способов привлечения государственных инвестиций в промышленность. С учетом того, что финансирование предоставляется на возвратной основе, на сегодня ФРП оказывается наиболее удачным способом реализации государством инвестиционной политики в сферах, предполагающих эффективное промышленное развитие [2].


Для каждой программы финансирования (табл. 2) определены индивидуальные требования (общий бюджет проекта, целевой объем продаж новой продукции, налоговые поступления, количество рабочих мест) и оптимальные условия (сумма и срок займа, объем собственных средств) реализации инвестиционного проекта.


Льготное финансирование по перечисленным программам предоставляется фондом на разработку нового продукта или технологии (включая ОКР), производственнотехнологические и маркетинговые тестирования, патентные исследования и патентование разработанных решений, приобретение расходных материалов для мероприятий по разработке нового продукта, технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов. Кроме того, целевым назначением займов могут быть приобретение в собственность промышленного оборудования (в том числе специального) для проведения ОКР, инжиниринговая деятельность, приобретение прав на РИДы.



На рисунке отображена структура финансового обеспечения проектов, направленных на разработку и внедрение перспективных технологий, реализацию проектов по приоритетным направлениям российской промышленности.


Из рисунка следует, что фонд поддерживает различные сектора промышленности. Лидирующую позицию занимает машиностроение (одна из ключевых отраслей в реализации стратегии импортозамещения) - профинансирован 51 проект на общую сумму 11,23 млрд рублей, второе место - 22 проекта медбиофармацевтики на 5,56 млрд рублей. Замыкают четверку лидеров металлургическая промышленность (18 проектов) и производство электрического оборудования (13 проектов), выдано займов на 3,98 и 3,83 млрд рублей соответственно.


Кроме того, финансовую поддержку получили инновационные проекты устойчивых компаний следующих отраслей: электроника (9 проектов), легкая (10 проектов) и химическая (11 проектов) промышленность, производство строительных материалов (8 проектов). Всего в период 2015-2016 гг. было профинансировано 152 проекта на общую сумму 39 млрд рублей.


Нарастает популярность механизма специального инвестиционного контракта (СПИК) - это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или ее субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и Российской Федерации или ее субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки). Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет (но не более 10 лет).



Так, с немецко-японским концерном DMG Mori заключено соглашение о наращивании мощности станкостроительного завода в Ульяновске. Еще один СПИК заключен с АО «ЕМС Ливгидромаш», условия контракта подразумевают локализацию в Орловской области производства насосов для нефтепереработки, а также насосов большой мощности для транспорта нефти и нефтепродуктов. Также подписаны специнвестконтракты с немецкой компанией «КЛААС» по проекту модернизации завода сельскохозяйственных машин в Краснодаре и с японской компанией «Мазда Соллерс» на создание и модернизацию на территории Приморского края промышленного производства двигателей, предназначенных для экспорта, и моторных транспортных средств.


С момента запуска СПИК подписано 8 контрактов, общий объем инвестиций - 265 млрд рублей. По структуре подписанные специальные инвестиционные контракты можно разделить на два условных направления: первое связано с налоговыми льготами (как в случае с «Еврохимом», например), второе - с определением «российскости» продукции (компании Daimler, КЛААС, DMG Мой и ряд других). Можно предположить, что для иностранцев особенно важен статус российского производителя, от которого зависят возможности развития бизнеса на территории нашей страны, доступ к государственным закупкам, участие в программах господдержки промышленности.


На стадии предварительной проработки в ФРП находятся 62 проекта. Уже сейчас за счет поддержанных специнвестконтрактами проектов в российскую экономику инвестировано порядка 150 млрд рублей и сформировано около 5 тысяч рабочих мест.


Анализируя перечень официальных заявлений компаний на заключение специн- вестконтрактов, отметим, что отрасли, предприятия которых планируют работать по СПИКу, являются ключевыми для импортозамещения: нефтегазовое (Группа ГМС, Газ- проминвестпроект, Транснефть) и сельскохозяйственное машиностроение (Голицынс- кий автобусный завод, СиЭнЭйч), автопром (Хендэ, Мерседес-Бенц Рус, Автотор, Са- мараавтожгут), фармацевтическая промышленность (Навтекс, Герофарм, Биокад, Ок- тафарма), химическая промышленность (Еврохим), энергетическое машиностроение (Русские электрические двигатели), легкая промышленность (Навтекс), авиационная промышленность (Хамильтон Стандарт наука).


Сложившаяся тенденция позволяет предположить, что данные отрасли промышленности активно развиваются, предприятия внедряют лучшие доступные технологии, используют собственные разработки с целью локализации производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на международном рынке.


Механизм специального инвестиционного контракта появился относительно недавно, но свою востребованность уже доказал. Мы полагаем, что это очень перспективный механизм, потому что на сегодняшний день другого правового механизма, позволяющего сбалансировать интересы сторон в российском законодательстве, в принципе, не существует.


Реализуемый курс импортозамещения в промышленности предполагает также развитие экспортоориентированности предприятий. Для решения этой задачи разрабатываются специальные меры государственной поддержки. Например, в рамках реализации приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» государство предоставляет субсидии:



  • производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов;

  • российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности.


В стадии разработки находится проект Постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного, транспортного и энергетического машиностроения (https://www.exportcenter.ru/).


Резюмируя, подчеркнем, что реализуемые меры государственной поддержки носят комплексный характер; работы многих авторов посвящены этой проблематике [3-7 и др.]. Они направлены не только на стимулирование импортозамещения на внутреннем рынке, но и на поддержку производства экспортоориентированной продукции, увеличение количества и улучшение качества совместных с зарубежными партнерами инвестиционных проектов, стимулирование притока частных инвестиций.


В существующей экономической ситуации одних мер государственной поддержки недостаточно для оказания полноценной помощи отечественной промышленности, поэтому очень важно удержать имеющихся инвесторов на российском рынке и привлечь новых для локализации производств на территории Российской Федерации.


Список литературы



  1. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 г. и основных результатах деятельности за 2015 год http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/00-113_.pdf

  2. Мантуров Д. В. Государство как инвестор: изменение роли государства в финансировании промышленности за последние 20 лет / Д. В. Мантуров // Экономическое возрождение России. -2017. -№2(52).-С. 4-16.

  3. Мантуров Д. В. Государственное регулирование промышленности в течение 25 лет. Промышленность в 2000-2009 гг. / Д. В. Мантуров // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. - С. 99-116.

  4. Бодрунов С. Д. Стратегия экономического развития России: цель - достижение технологического лидерства / С. Д. Бодрунов //Научные труды Вольного экономического общества России. - 2016. - Т. 197. - С. 54-61.

  5. Вертакова, Ю. В. Механизм выбора инновационно-инвестиционных проектов, направленных на достижение стратегических целей развития промышленности региона / Ю. В. Вертакова, А. X Курбанов, В. А. Плотников, А. А. Смуров // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. № 3. - С. 84-96.

  6. Вертакова, Ю. В. Государственная экономическая политика в системе государственного управления: особенности разработки и реализации в России / Ю. В. Вертакова, А. X Курбанов, В. А. Плотников // Управленческое консультирование. - 2016. - № 12 (96). - С. 99-107.

  7. Вертакова, Ю. В. Государственная политика стратегического развития территорий / Ю. В. Вертакова, Т. А. Якушкина//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. - № 4. - С. 209-218.

  8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.

  9. Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года / ЦСР. - 2016.

  10. Экспертная дискуссия «Инвестиции в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития в моногородах и ЗАТО» // Гайдаровский форум. - 2016.

  11. Информация Фонда развития промышленности: frprf.ru.