Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Цифровые валюты: проблемы правового регулирования Creative Commons

Link for citation this article

Ситник Александр Александрович

Актуальные проблемы российского права, Journal Year: 2020, Volume and Issue: №11, P. 103 - 113, https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.120.11.103-113

Published: Nov. 1, 2020

Latest article update: Oct. 13, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

В статье анализируются нормы Федерального закона от 31.07.2020 № 259‑ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся правового регулирования обращения цифровых валют. В работе анализируются легальные определения таких понятий, как «цифровая валюта», «организация выпуска цифровой валюты», «выпуск цифровой валюты», «организация обращения цифровой валюты», отмечаются их недостатки. В работе также выделяются признаки цифровых валют, виды операций с данным финансовым инструментом, очерчивается круг субъектов отношений, возникающих в процессе обращения цифровых валют. В целом необходимо признать, что принятие Закона № 259‑ФЗ не привело к созданию полноценной системы правового регулирования обращения цифровых валют, его положения носят фрагментарный и подчас спорный характер. В то же время названный нормативный правовой акт имеет принципиальное значение, поскольку он впервые на законодательном уровне закрепил нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения цифровых валют.

Keywords

Криптовалюты, цифровые валюты, операции с цифровыми валютами, средство платежа, выпуск цифровой валюты, организация выпуска цифровой валюты, финансовый инструмент, средство обращения, организация обращения цифровой валюты, цифровые финансовые активы

Введение


20 марта 2018 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»1 (Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 20.09.2020).)  (далее — Законопроект № 419059-7), в котором предлагалась общая концепция регулирования отношений, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. Указанный законопроект, содержавший всего 5 статей2 (Из них статья 1 определяла предмет регулирования и сферу действия будущего закона, а статья 5 — порядок вступления в силу. Обе статьи состояли из одного предложения.), вызвал оживленную дискуссию, поскольку включал в себя положения, спорные как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения качества юридической техники.


После принятия в первом чтении Законопроект № 419059-7 более двух лет находился на рассмотрении Государственной Думы, оставаясь предметом научного обсуждения разной степени интенсивности. В конечном итоге 31 июля 2020 г. Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 (СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5018.)  (далее — Закон № 259-ФЗ) все же был принят. Обращает на себя внимание скорость принятия данного Закона (с момента рассмотрения законопроекта Государственной Думой во втором чтении до опубликования прошло 10 дней), а также то, что от первоначального текста Законопроекта № 419059-7 практически ничего не осталось.


Из названия Закона № 259-ФЗ очевидно, что он посвящен вопросам регулирования обращения двух объектов — цифровых финансовых активов и цифровых валют. На основании ч. 11 ст. 1 можно сделать вывод, что цифровые финансовые активы и цифровые валюты имеют особую правовую природу и не являются безналичными или электронными денежными средствами, а также не относятся к бездокументарным ценным бумагам.


Заметим, что несмотря на свое название, цифровым валютам Закон № 259-ФЗ уделяет мало внимания. Наибольший интерес в контексте настоящей статьи представляют положения ч. 3 ст. 1 данного Закона, содержащей определение цифровой валюты, и ст. 14, устанавливающей правила оборота цифровой валюты. Так, части 1-3 ст. 14 Закона № 259-ФЗ дают определения таким понятиям, как «организация выпуска цифровой валюты», «выпуск цифровой валюты» и «организация обращения цифровой валюты», а часть 4 содержит бланкетную норму, согласно которой перечисленные действия регулируются не данным Законом, а иными федеральными законами (которые на момент написания настоящей статьи не приняты). В свою очередь, части 5-7 ст. 14 Закона № 259-ФЗ закрепляют различного рода запреты и ограничения, связанные с оборотом цифровой валюты. В сравнении с общим количеством норм, посвященных цифровым финансовым активам, положения, связанные с регулированием обращения цифровых валют, выглядят рудиментарным образованием в теле Закона. Это позволило небезосновательно утверждать, что рассматриваемый закон «не про крипто валюты и не про майнинг»4 (Носов Н. Майнить можно, а продавать нельзя // URL: http://www.iksmedia.ru/articles/5685143-Majnitmozhno-a-prodavat-nelzya.html#ixzz6XSglqZKG (дата обращения: 20.09.2020).) . Подобный подход законодателя ведет скорее к возникновению новых вопросов, нежели к разрешению уже существующих. Ряд проблем, связанных с правовым регулированием обращения цифровых валют, будет освещен ниже.


Термин «цифровая валюта» в контексте устоявшейся терминологии


Следует отметить, что на сегодняшний день в науке, зарубежном законодательстве и документах различных международных организаций для обозначения рассматриваемого в настоящей статье объекта в основном используются два понятия — «криптовалюты»5 (См., например: Кучеров И. И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств) : монография. М., 2018 ; Цинделиани И. А., Нигматулина Л. Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2018. № 7. С. 16–23 ; Недорезков В. В. Криптовалюты на базе технологии блокчейна: проблемы правового регулирования // Банковское право. 2017. № 4. С. 45–49.)  и «виртуальные валюты»6 (См., например: Virtual Currencies. Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. FATF Report. June 2014 ; European Central Bank. Virtual currency schemes — a further analysis. February 2015 ; IRS Notice 2014-21, April 14, 2014. IRS Virtual Currency Guidance.) . Более того, данные термины употреблялись в письмах, разъяснениях и иных документах российских органов государственной власти7 (См., например: информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06.02.2014 «Об использовании криптовалют» // СПС «КонсультантПлюс» ; информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют»» // Вестник Банка России. 2014. № 11.) . Необходимость введение нового, «оригинального» понятия — цифровая валюта — представляется весьма сомнительной. Полагаем, что в дальнейшем это приведет лишь к ненужной путанице — «цифровая валюта» не сможет до конца вытеснить из оборота устоявшиеся термины «криптовалюта» и «виртуальная валюта». Вопрос расширения терминологической базы должен решаться с опорой на постулат «Entia поп sunt multiplicanda praeter necessitate» («Не следует множить сущее без необходимости»).


Цифровая валюта и цифровые финансовые активы


В своей первоначальной редакции Законопроект № 419059-7 признавал криптовалюту разновидностью цифровых финансовых активов. Между тем в тексте Закона № 259-ФЗ упомянутые объекты разграничиваются — это видно и из названия Закона и из содержания его ст. 1, в которой отсутствует указание на то, что цифровая валюта — вид цифровых финансовых активов.


В целом цифровые финансовые активы и цифровые валюты достаточно сложно соотнести, поскольку первые являются цифровыми правами, а вторые — электронными данными, т.е. они имеют различную правовую природу. Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в своем заключении на Законопроект № 419059-7 отметил, что «существенным отличием цифровых финансовых активов от цифровых валют будет являться то, что в отношении цифрового финансового актива всегда существует обязанное лицо по требованию (обязательству), которое удостоверяет цифровой финансовый актив, в то же время в отношении цифровой валюты обязанного лица нет, как нет и требования (обязательства), лежащего в ее основе. При этом цифровой финансовый актив как разновидность цифрового права является объектом гражданских прав и в этой связи может выступать законным объектом гражданско-правовых сделок»8 (Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Заключение по Федеральному закону «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 419059-7) // URL: http://sozd.duma.gov.ru/download/35EB04AB-CF0C-4876-9D36-FB9ECE2E1AF0 (дата обращения: 20.09.2020).). Надо понимать, что в такой интерпретации цифровые валюты не являются объектом гражданских прав, что, однако, не согласуется с ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ, которая признает возможность совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой. Помимо этого, рассматриваемый Закон вносит изменения в целый ряд нормативных правовых актов (в частности, в Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции»), признавая цифровые валюты имуществом. Основываясь на этом, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в своем заключении указал на «необходимость внесения изменений корреспондирующего характера в положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части отнесения цифровой валюты к объектам гражданских прав»9 (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Заключение по проекту федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («О цифровых финансовых активах») (второе чтение, повторно) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/download/0630FF7E-F951-429B-95AF-F12CEBA93617 (дата обращения: 20.09.2020).). Таким образом, налицо противоречивость ситуации — с одной стороны, цифровые валюты для целей отдельных законов признаются имуществом, констатируется возможность совершения гражданско-правовых сделок с ними, с другой — согласно гражданскому законодательству цифровые валюты не отнесены к объектам гражданских прав. Получается, что цифровые валюты, как «кот Шрёдингера», одновременно находятся в двух противоположных состояниях, что, однако, не является серьезной проблемой до момента вступления Закона № 259-ФЗ в силу.


Признаки цифровой валюты


Из определения, закрепленного в ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ, можно выделить следующие признаки цифровой валюты:



  • они представляют собой совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) — цифровые валюты существуют в безналичной, электронно-цифровой форме, не являясь при этом безналичными или электронными денежными средствами;

  • указанные электронные данные содержатся в информационной системе — в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»10 (СЗ РФ. 2006 № 31 (1 ч.). Ст. 3448.)  под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

  • цифровые валюты предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа — функция средства платежа является одной из основных функций денег. Как отмечает И. И. Кучеров, «как средство платежа деньги функционируют при совершении платежей вне сферы товарооборота. Эта функция проявляется в ситуациях, когда передача денег непосредственно не связана с обращением товаров, работ и услуг»11 (Кучеров И. И. Право денежного обращения : курс лекций. М., 2013. С. 37.) . В частности, деньги используются в качестве средства платежа при оплате налогов, погашении долговых обязательств субъектами гражданского оборота, выдаче и погашении кредитов и т.д. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день российское законодательство не предусматривает возможности использования цифровых денег в фискальных целях (в частности, для уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей);

  • такое средство платежа не является денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей — цифровые валюты являются частными деньгами, они выражены в особых денежных единицах, не относящихся к денежным единицам какой-либо существующей государственной и (или) международной валюты. С одной стороны, данный подход отграничивает «настоящие» деньги от цифровой валюты, подчеркивая особую правовую природу последней, с другой — с учетом перспективы введения в оборот цифровых валют центральных банков он позволит в будущем разграничить частные и государственные цифровые валюты;

  • цифровые валюты предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве инвестиций — еще одна функция, предопределяющая, что цифровая валюта является имуществом, имеет денежную оценку и может быть вложена в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта12 (См.: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39‑ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Ст. 1 // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.);

  • в отношении цифровой валюты отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам — данный признак указывает на то, что, во-первых, у цифровых валют отсутствует централизованный «эмитент», во-вторых, ни одно лицо не несет юридической ответственности перед держателями цифровых валют. Таким образом, законодатель ограничил защиту прав участников операций с цифровыми валютами. В целом это соотносится с положениями ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ, закрепляющей в качестве условия защиты «требований, связанных с обладанием цифровой валютой»13 (В отношении лиц, перечисленных в ч. 5 ст. 14 Закона № 259‑ФЗ.), обязательное информирование о фактах обладания соответствующими объектами и совершения операций с ними. В свою очередь, функции операторов и узлов информационных систем сводятся к техническому сопровождению обращения цифровых валют. Обращает на себя внимание тот факт, что Закон № 259-ФЗ не содержит указания на технологию распределенного реестра как основу цифровой валюты. При этом в отношении цифровых финансовых активов отмечается, что они могут быть выпущены, учтены и могут обращаться путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра14 (Согласно ч 7 ст. 1 Закона № 259‑ФЗ для целей данного Закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).), а также в иные информационные системы. Применительно к цифровым валютам прямое упоминание о распределенном реестре отсутствует. Получается, что цифровые валюты в понимании Закона № 259-ФЗ могут быть выпущены, учтены и могут обращаться как в рамках информационных систем на основе распределенного реестра, так и в рамках информационных систем, не основанных на распределенном реестре. Можно сделать вывод, что цифровая валюта — более широкое понятие, чем криптовалюта. Так, под определение цифровой валюты подпадают валюты различных компьютерных игр: они являются совокупностью цифровых данных, которые содержатся в информационной системе, могут быть использованы как средство платежа и инвестированы, не выражены в официальных денежных единицах, в отношении них отсутствует обязанное лицо. В то же время очевидно, что под цифровыми валютами в первую очередь следует понимать именно криптовалюты. Перспектива регулирования обращения игровых денег на основании норм Закона № 259-ФЗ выглядит маловероятной. Между тем для окончательного решения данного вопроса следует дождаться принятия «иных федеральных законов».


Косвенным указанием на технологию распределенного реестра является упоминание в определении цифровой валюты узлов информационной системы, которыми на основании ч. 8 ст. 1 Закона № 259-ФЗ являются пользователи информационной системы на основе распределенного реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в нее (изменяемых в ней) записей.


Субъектный состав отношений, связанных с оборотом цифровых валют


Следует отметить, что Закон № 259-ФЗ четко не очерчивает круг участников отношений, связанных с оборотом цифровых валют, структурированно не закрепляет их права и обязанности. При этом анализ данного нормативного правового акта позволяет выделить следующие группы субъектов:



  • оператор информационной системы. Поскольку электронные данные, являющиеся цифровой валютой, содержатся в информационной системе, очевидно, что субъектом отношений, связанных с оборотом цифровых валют, будет выступать оператор такой информационной системы. Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оператором информационной системы является гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Между тем Закон № 259-ФЗ закрепляет правовое положение исключительно оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, — требования к деятельности оператора информационной системы, в которой выпускаются цифровые валюты, не установлены. Единственная его обязанность заключается в осуществлении действий по внесению (изменению) записей в информационную систему;

  • органы регулирования и контроля за обращением цифровых валют. В настоящее время перечень органов государственной власти, осуществляющих регулирование сферы оборота цифровых валют, законодательно не определен. Представляется, что в систему таких органов должны входить:


а)  Банк России — оборот цифровых валют напрямую связан с целями деятельности Банка России. Регулирование обращения рассматриваемых объектов необходимо для защиты и обеспечения устойчивости рубля, а также поддержания стабильности финансового рынка как сферы обращения цифровых валют. Таким образом, осуществление Банком России функций по регулированию организации выпуска и (или) выпуска, организации обращения цифровой валюты в Российской Федерации, а также по контролю за профессиональными участниками рынка цифровых валют предопределяется возложенными на него задачами;


б)  Федеральная налоговая служба — толкование бланкетной нормы, содержащейся в ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ, дает основание заключить, что налоговый орган будет осуществлять функции по учету сведений о «фактах обладания цифровой валютой и совершения
гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой»;


в)  Федеральная служба по финансовому мониторингу — в силу ст. 17 Закона № 259-ФЗ цифровая валюта признается имуществом для целей Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»15 (СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.). Таким образом, операции с цифровыми валютами официально признаны объектом финансового мониторинга;


г)   Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — очевидно, что именно данный орган должен осуществлять принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые распространяют информацию о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары (работы, услуги). В перспективе Роскомнадзор также должен осуществлять контроль за информационными технологиями, лежащими в основе цифровых валют;



  • организации и физические лица. Исходя из положений ст. 14 Закона № 259-ФЗ, организации и физические лица могут выступать в качестве обладателей цифровых валют, а также участвовать в операциях, связанных с оборотом данных объектов. Формально рассматриваемый Закон не оперирует таким термином, как «резидентство». В то же время анализ ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ позволяет выделить ряд субъектов, которые условно могут быть отнесены к категории резидентов для целей Закона № 259-ФЗ:

  • юридические лица, личным законом которых является российское право;

  • филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации;


— физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев16 (В дальнейшем для целей настоящей статьи будем условно именовать данную группу лиц «резидентами».). Перечисленные лица не вправе принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг.


Организации и физические лица могут выступать и в качестве обладателей цифровой валюты. Следует подчеркнуть, что обладание цифровой валютой характеризует статику правоотношений, операции — их динамику. Факт обладания тем или иным имуществом, если оно не изъято из оборота или находится в ограниченном обороте, для финансового права не важен: защита владения осуществляется посредством мер уголовно-правового и гражданско-правового характера (например, виндикационного иска). Финансово-правовому регулированию в первую очередь подвержены операции с соответствующим имуществом.


Кроме того, пользователи информационной системы могут служить ее узлами — в этом случае их роль является чисто технической, обеспечительной. Таким образом, пользователи информационной системы могут выступать как активные участники, являясь субъектами операций с цифровой валютой, и как пассивные участники, обеспечивая тождественность информации в соответствующей информационной системе.


Операции с цифровыми валютами


Как было отмечено, резиденты «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)» (ч. 5 ст. 14 За
кона № 259-ФЗ). Существует также запрет на «распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)» (ч. 7 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). Таким образом, получается, что иные операции с цифровыми валютами допускаются. В частности, под соответствующие ограничения не подпадают операции, связанные:



  • с куплей-продажей цифровых валют — рассматриваемые инструменты могут быть приобретены и отчуждены за безналичные и электронные денежные средства, а также, при наличии договоренности, за наличные деньги. В рамках рассматриваемой операции цифровые валюты сами выступают в качестве своеобразного товара;

  • майнингом — несмотря на то что в своей окончательной редакции Закон № 259-ФЗ не оперирует данным понятием, майнинг можно определить как совокупность действий участников информационной сети, направленных на создание новых единиц цифровых валют;

  • приобретением информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — указанные объекты имеют особую правовую природу и их приобретение (отчуждение) не подпадает под запрет на расчеты в цифровой валюте;

  • получением и выдачей займов — практика предоставления займов в цифровой валюте становится все более распространенной17 (Цифровая поставка. Как взять кредит в криптовалюте // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5d2d9b 139a7947f58146a9d7 (дата обращения: 20.09.2020).). Помимо этого, цифровые валюты могут выступать в качестве обеспечения по кредитам18 (В России впервые официально выдали кредит под залог криптовалюты // URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/5f3cc67d9a794735358a545e (дата обращения: 20.09.2020).);

  • дарением — положения Закона № 259-ФЗ не запрещают безвозмездную передачу цифровых валют;

  • внесением в уставный капитал — являясь имуществом, цифровые валюты могут служить источником формирования уставного капитала. Примеры подобной практики в России уже имеются19 (Bitcoin впервые внесли в уставной капитал российской компании // URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/5ddbc3779a7947b7a56880cb (дата обращения: 20.09.2020).);

  • переводом цифровой валюты с одного кошелька на другой — аналог перевода денежных средств между банковскими счетами (вкладами). Данная операция может быть как связана с переходом права собственности на цифровую валюту от одного лица к другому, так и нет (в случае перевода цифровых валют между кошельками одного лица). Данный перечень, безусловно, не является


исчерпывающим, он лишь иллюстрирует необходимость четкой регламентации правил совершения операций с цифровыми валютами в законодательстве Российской Федерации.


Понятия «организация выпуска цифровой валюты», «выпуск цифровой валюты», «организация обращения цифровой валюты»


Необходимо признать, что закрепленные в ч.  1-3 ст. 14 Закона № 259-ФЗ понятия организации выпуска, выпуска и организации обращения цифровой валюты не отражают сути определяемых явлений и содержат логические ошибки.


Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 259-ФЗ под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты20 (Под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации (далее — объекты российской информационной инфраструктуры).). Таким образом, определение дается через определяемое слово (выпуск — выпуск). Кроме того, возникает сложность при сопоставлении категорий «организация выпуска» и «обеспечение выпуска».


Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. В данном случае законодатель осмотрительно и вполне обоснованно не использует термин «эмиссия». Однако представляется более верным утверждать, что выпуск — это действия, направленные на создание новых единиц цифровых валют21 (Применительно к цифровым валютам составной частью выпуска является майнинг). «Предоставление возможности использования цифровых валют» трудно отнести к выпуску, скорее это организация обращения.


В свою очередь, под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Относительно данного определения можно отметить следующее. Во-первых, операция, влекущая за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, в любом случае будет признаваться сделкой. Поэтому одновременное указание на сделки и соответствующие операции является ненужным дублированием. Во-вторых, представляется, что «организация обращения» должна включать также действия, не влекущие перехода цифровой валюты от одного обладателя к другому. Например, как уже упоминалось, при переводе лицом цифровой валюты с одного своего кошелька на другой.


Главная проблема указанных выше определений заключается в том, что они не раскрывают субъектный состав отношений по организации выпуска, выпуску и организации обращения цифровых валют. После ознакомления с Законом № 259-ФЗ остается непонятным, кто в конечном итоге осуществляет данные функции.


Рассматриваемые понятия можно охарактеризовать как «пустые» — они не отражают сути определяемых явлений и не дают представления о круге участников отношений. Более того, согласно ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются иными, еще не принятыми федеральными законами. Следовательно, данные понятия не играют никакой роли для целей Закона № 259-ФЗ: они не используются более нигде в тексте и могут быть безболезненно удалены — это ни на что не повлияет.


Заключение


Цифровую валюту в понимании Закона № 259-ФЗ сложно рассматривать в качестве собственно «валюты»:



  • во-первых, цифровые валюты не являются денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей какой-либо иной страны или международной денежной единицей;

  • во-вторых, потенциально цифровые валюты могут выполнять все денежные функции, однако Закон № 259-ФЗ вводит запрет на использование данных объектов в качестве средства обращения (они не используются в товарообороте). Констатируется также, что цифровые валюты могут выполнять функцию средства платежа — при этом соответствующие случаи в Законе № 259-ФЗ не раскрываются.


Исходя из п. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ цифровые валюты предлагаются и (или) могут быть
приняты в качестве средства платежа и (или) в качестве инвестиций. При этом платежные и инвестиционные услуги — это разновидность финансовых услуг[24]. В связи с этим на сегодняшний день цифровые валюты можно рассматривать в качестве особого финансового инструмента.


В целом необходимо признать, что принятие Закона № 259-ФЗ не привело к созданию полноценной системы правового регулирования обращения цифровых валют, его положения носят фрагментарный и подчас спорный характер. В то же время названный нормативный правовой акт принципиально важен, поскольку впервые на законодательном уровне закреплены нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения цифровых валют. Предположим, что проанализированные в настоящей статье положения Закона № 259-ФЗ в скором времени претерпят изменения, а сегодня их можно рассматривать лишь в качестве фундамента для будущих «специализированных» законов.


БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Bitcoin впервые внесли в уставной капитал российской компании // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5ddbc3779a7947b7a56880cb (дата обращения: 20.09.2020).

  2. В России впервые официально выдали кредит под залог криптовалюты // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f3cc67d9a794735358a545e (дата обращения: 20.09.2020).

  3. Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис.... д-ра юрид. наук. — М., 2016. — 494 с.

  4. Кучеров И. И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств): монография. — М. : Центр ЮрИнфоР, 2018. — 204 с.

  5. Кучеров И. И. Право денежного обращения : курс лекций. — М. : Магистр: Инфра-М, 2013. — 256 с.

  6. Недорезков В. В. Криптовалюты на базе технологии блокчейна: проблемы правового регулирования // Банковское право. — 2017. — № 4. — С. 45-49.

  7. Носов Н. Майнить можно, а продавать нельзя //URL: http://www.iksmedia.ru/articles/5685143-Majnit- mozhno-a-prodavat-nelzya.html#ixzz6XSglqZKG (дата обращения: 20.09.2020).

  8. Цинделиани И. А., НигматулинаЛ. Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. — 2018. — № 7. — С. 16-23.

  9. Цифровая поставка. Как взять кредит в криптовалюте //URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5d2d9b139a7947f58146a9d7 (дата обращения: 20.09.2020).