Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...

Проблемы становления цифровой экономики и вопросы развития предпринимательского права Creative Commons

Link for citation this article
Loading...
Актуальные проблемы российского права, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №11, P. 68 - 73, https://doi.org/10.17803/1994-1471.2018.96.11.068-073

Published: Nov. 1, 2018

This article is published under the license

License
Loading...
Link for citation this article Related Articles

Abstract

В статье анализируется содержание категории «цифровая экономика», определяются ее основные особенности, делаются выводы о том, каким образом наука предпринимательского права и законодательство о предпринимательской деятельности должны реагировать на происходящие в России процессы цифровизации. Исследуются две основные стратегии цифровизации экономики: рыночная и плановая. Выявляются тенденции российского законодательства последних лет. Проводится анализ отдельных видов цифровых технологий и исследуется их влияние на развитие законодательства. Предлагается оценка влияния цифровых технологий на взаимодействие субъектов предпринимательства. Также поднимается проблема определения правового режима искусственного интеллекта.

Keywords

Цифровая экономика , цифровизация , предпринимательство , информация , цифровые валюты , блокчейн , предпринимательское право , цифровые права , реестризация , развитие законодательства

В современном мире экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, представляется совершенно естественной и отвечающей потребностям времени. Появляются различные концепции, идеи внедрения цифровой экономики. Специалисты самых разных областей подчеркивают необходимость развития цифровых технологий, констатируют определенное отставание России от мировых лидеров цифровизации и формулируют предложения по системе мер, способствующих этому процессу.


Правительство РФ распоряжением от 28 июля 2017 г. № 1632-р утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации»1 (Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf/. 02.04.2018.)  — объемный документ, в котором описаны цели, направления указанной программы, оценено место России в современном цифровом мире, определены направления совершенствования законодательства и т.д.


26 марта 2018 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»2 (Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/424632-7/. 02.04.2018.), предусматривающий введение изменений, связанных с цифровизацией. Предлагается ввести понятия «цифровое право», «цифровые деньги», изменить нормы ГК РФ о форме сделок и т.п.3 (Прыжок в будущее. Госдума примет законы для цифровой экономики // Российская газета. 2018. 26 марта) Очевидно, в ближайшее время нас ждет интересная дискуссия о принципах правового регулирования отношений в цифровой экономике и о содержании многих терминов.


Для того чтобы иметь представление о перспективах законодательного регулирования экономических отношений в цифрую эпоху, нужно получить четкое представление о том, что такое цифровая экономика, понимать, какие вызовы и какие опасности она несет. Попробуем охарактеризовать цифровую экономику и проблемы развития ее законодательного регулирования с позиции науки предпринимательского права.


В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 2034 (Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901), содержится определение: «цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».


Высказывалось мнение, что «цифровая» (электронная) экономика — это экономика, существующая в условиях гибридного мира (новой реальности, в которой миры реальный и виртуальный неразрывно связаны и все необходимые для реального мира действия можно совершить через виртуальный мир). Характерной особенностью этой экономики является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации5 (Введение в «цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.] ; под общ. ред. А. В. Кешелава ; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. М. : ВНИИ геосистем, 2017. С. 6, 12.).


Возможно, вызовет определенные сомнения утверждение о том, что удовлетворение потребностей осуществляется именно за счет использования информации. В действительности суть цифровых технологий сводится к возможностям обработки, организации и использования огромного количества информации. Просто появившиеся в электронную эпоху новые носители позволяют накопить знания в объемах, невозможных для человеческого мозга при обычных условиях.


Конечно, информация всегда имела значение для развития экономики и для бизнеса — секреты торговли, производства, умения обработки материалов. Но эта информация никогда не имела решающего значения и всегда укладывалась в понятие «человеческий фактор». В цифровую эпоху информация уже не соединена неразрывно с человеком-носителем.


Можно утверждать, что цифровая экономика представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, взаимодействие субъектов которых основано на использовании информации.


Под термином «цифровая экономика» понимаются различные явления. Очень часто даже в государствах — лидерах «цифровизации» под цифровой экономикой понимают введение новых форм платежей и коммуникаций. По сути, это простая оцифровка существующих экономических отношений. Такая деятельность важна, полезна, но она не приводит к появлению новых форм управления и концептуально новым экономическим отношениям. Именно разработку новых форм управления, формирование экономических отношений, основанных на соединении реального и виртуального мира, качественное изменение общественных отношений можно считать построением цифровой экономики.


К настоящему времени сложились две основные стратегии цифровизации — рыночная и плановая. Разумеется, эти стратегии нигде не существуют в чистом виде, методы воздействия пересекаются и взаимодействуют, но все же общая направленность воздействия в конкретной стране сводится либо к развитию цифровизации естественным путем, с преобладанием диспозитивного регулирования, либо к построению цифровой экономики под патронажем государства. Два абсолютных мировых лидера процесса цифровизации избрали различные стратегии: США декларируют рыночное развитие, Китай ориентирован на государственное регулирование. Какую стратегию избрать России? Мы здесь подходим к глобальному вопросу о перспективах и тенденциях развития законодательства России, в том числе законодательства о предпринимательской деятельности, который в последнее время всегда поднимается исследователями6 (См., например: Предпринимательское право : Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017. 848 с. ; Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М. : Норма: Инфра-М, 2017. 464 с.). На наш взгляд, более правильно действовать по китайскому образцу, допуская, где это возможно, рыночные механизмы. В целом именно такой подход отражен в программе «Цифровая экономика Российской Федерации». В России высока степень монополизации рынков, большая часть ВВП создается организациями со значительной долей государственного участия, у нас нет технологического и экономического преимущества перед другими странами. Поэтому нам вряд ли можно рассчитывать на эволюционное развитие цифровизации под влиянием конкурентного рынка, государство вынуждено направлять, поддерживать и стимулировать ее развитие.


Существует довольно много цифровых технологий, которые в перспективе будут оказывать всё большее влияние на жизнь человека и, соответственно, скажутся на развитии законодательства. Прежде всего это когнитивные технологии, облачные технологии, интернет вещей, большие данные и цифровые валюты.


Когнитивные технологии (Cognitive Technologies) способны обрабатывать информацию в неструктурированном виде. Обработка идет при учете множества факторов, компьютер способен самообучаться. Если обычная поисковая система при запросе в Интернете выдает миллионы ссылок, то использование когнитивных процессов позволит получить конкретный ответ на поставленный вопрос.


Облачные технологии уже широко используются, представляя собой систему сетевого доступа к общему объему информации, находящейся в удаленном доступе.


Интернет вещей (Internet of Things) и промышленный Интернет вещей (Industrial Internet of Things) — два крупных направления, которые предполагают оснащенность датчиками и подключение к Интернету всех важных для жизни или для производства вещей и оборудования. Управление и контроль над процессами происходит в реальном времени.


Большие данные (Big Data) — совокупное название инструментов и методов для обработки результатов. Огромный объем информации из постоянно растущего числа источников будет систематизирован и обработан таким образом, что пользователь обработанных данных получит качественно новую информацию о явлении.


Цифровые (электронные) валюты — уже реальность нашего времени. Разновидностью электронных валют являются криптовалюты, создание и оборот которых связан с применением криптографических методов. Технология блокчейн (Block Chain, цепочка блоков транзакций) была создана именно для первой криптовалюты — биткоина, хотя сейчас уже имеет самостоятельное применение. Виртуальная валюта может не относиться к криптовалютам и не использовать технологию блокчейн (Яндекс-деньги, Qiwi, WebMoney). Несмотря на негативное отношение многих правительств к электронным деньгам, судя по всему, в будущем именно цифровые валюты будут основными средствами
платежа. Криптовалюты невозможно сфальсифицировать и украсть. Минус — нет единого эмиссионного центра, то есть нет классического обеспечения валюты эмитентом.


Технология блокчейн в будущем должна стать одной из самых востребованных в предпринимательских отношениях, как вертикальных, так и горизонтальных. Блочкейн основан на том, что данные многократно продублированы и хранятся в распределенной сети, искажение их практически невозможно: каждая запись содержит истории изменений. Технология начинает применяться при фиксации авторских прав, в страховом деле, при краудфандинге.


Тенденция российского законодательства последних лет — реестризация. Именно блокчейн способен качественно изменить многие реестры — ЕГРЮЛ, ЕГРИП, проверок, субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д. Причем в будущем вполне возможно создание коммерческих аналогов государственных реестров, сращивание их со справочными правовыми системами. Развитие последних на основе когнитивных технологий приведет к созданию полноценных роботов-юристов.


Решения (в госуправлении, бизнесе) будут приниматься на основе огромных объемов информации. Данные с городских видеокамер, информация об активности в социальных сетях, покупки через онлайн-кассы — вся информация собирается и используется. Главная юридическая проблема здесь — соблюдение прав человека, охрана частной жизни.


У многих людей вызывают озабоченность перспективы всеобщей чипизации, тотального контроля всех сфер жизни. Видны параллели с известными словами Апокалипсиса: «...положено будет начертание на правую руку их или на чело их... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание...»7 (Откр. 13:16-17.).


С другой стороны, цифровизация приведет к прозрачности отношений, многие аспекты экономической жизни будут открыты как для общества, так и для контролирующих органов. Уже сейчас применение онлайн-касс приводит к практически полному контролю операций. Правда, есть еще одна важная проблема — защита данных в Сети. Но доступность информации — в целом положительное явление. Информация в максимально доступном виде будет и о субъектах, и об объектах предпринимательского отношения. Характеристика (цифровая) отдельного товара может быть достаточно подробной — вплоть до его молекулярного состава. Это, с одной стороны, облегчает оценку, а с другой — позволяет поднять вопрос о взаимозаменяемости товаров.


Изменение принципов взаимодействия сторон договора приведет к увеличению числа потенциальных контрагентов, к удобству коммуникаций субъектов предпринимательства. Появится возможность для многих предпринимателей заключать договоры с наиболее популярными на рынке фирмами, вследствие чего могут появиться «репутационные» монополисты (или лица, занимающие доминирующее положение).


В цифровую эпоху принципиально изменится и взаимодействие покупателя и продавца, классические конструкции купли-продажи могут как минимум отойти на второй план. Уже сейчас производство некоторых товаров можно заказать по своим образцам дистанционно. В будущем эта практика должна распространяться, в итоге мы получим договорную конструкцию, когда бывший «продавец» оказывает услугу по производству некого объекта по техническим параметрам контрагента на своих производственных мощностях. Соответственно изменится и привычное распределение прав, обязанностей и ответственности сторон договора.


Вообще, цифровой предпринимательский оборот будет отличаться подробной фиксацией данных о субъектах и об объектах экономических отношений. Не исключено, что для целей рекламы, государственного контроля и т.п. в будущем в цепочке «создание — распределение — обмен» появится еще одно регламентированное нормами права звено — «потребление».


Также скорее всего цифровизация (прежде всего технологий блокчейн) позволит приемку товара (фиксацию исполнения договора) сделать частью электронного предпринимательского договора.


Еще одна важная проблема, которую предстоит решать именно юристам, — определение правового режима искусственного интеллекта. Можно ли говорить о правосубъектности такого интеллекта? Можем ли представить, что искусственный интеллект является предпринимателем и несет соответствующую ответственность?


Цифровая экономика имеет важные особенности, о которых нельзя забывать, — неразрывность информации с носителями; зависимость от источников энергии. Поэтому тотальный переход к цифровизации всех процессов возможен лишь в условиях энергетической безопасности и независимости. И — главное — цифровизация не заменяет промышленность! Вряд ли России интересно строить цифровизированную сырьевую экономику.


 


БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Введение в «цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава ; гл. «цифр.» коне. И. А. Зимненко. — М. : ВНИИ геосистем, 2017. — 28 с.

  2. Предпринимательское право : Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.]; отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.

  3. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. — М. : Норма: Инфра-М, 2017. — 464 с.

  4. Прыжок в будущее. Госдума примет законы для цифровой экономики // Российская газета. — 2018. — 26 марта.

  5. Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. — 2016. — № 3. — С. 32—60.

  6. Энтин В. Л. Авторское право в виртуальной реальности (новые возможности и вызовы цифровой эпохи). — М. : Статут, 2017. — 216 с.