Filters: Article Type: Research Article × Российский журнал когнитивной науки ×

Koshkin Roman,

Ossadtchi Alex,

Shtyrov Yury

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №4, P. 7 - 13

Published: Dec. 14, 2017

Simultaneous interpreting (SI) is difficult to reduce to an efficient and ecologically valid experimental paradigm allowing the measurement of working memory (WM) and attention — key components of all cognitive models of SI. These models could be validated and further refined in light of electrophysiological evidence. Here we propose a novel method for estimating WM load and report the results of our electroencephalographic study that lend support to the prediction of the Efforts Model of SI (Gile, 1988). In particular, this model predicts that increased WM load impairs the processing of auditory stimuli. Consistent with the model, the P1 and …

Loading...

Кронгауз Максим Анисимович

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(1), P. 14 - 21

Published: Feb. 21, 2018

Анализируется сходство научных биографий Б. Уорфа, одного из авторов гипотезы лингвистической относительности, и Д. Эверетта, описавшего язык пираха. Речь идет об их научно-социальной роли в современных им научных сообществах и обществе в целом и об их взглядах и достижениях. Анализ позволяет объяснить сходство их научной судьбы, огромный успех их теоретических построений, выходящий за пределы лингвистики, и связанные с этим репутационные потери. Точность их конкретных наблюдений может вызывать сомнения, но это не отменяет ценности дискуссии, которую они спровоцировали. Роль гипотезы лингвистической относительности в науке определяется не ее истинностью, а тем массивом исследований, для которых она стала методологией и одновременно стимулом. Д. …

Loading...

Кибрик Андрей Александрович

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(1), P. 27 - 36

Published: Feb. 28, 2018

В книге Д. Эверетта «Не спи — кругом змеи» отражена его непростая интеллектуальная эволюция, включая отказ от генеративного подхода к языку. Тем не менее в концепции Эверетта осталось много от впитанного им генеративизма, что и объясняет целый ряд его утверждений относительно уникальности языка пираха. К числу спорных тезисов, отчасти обусловленных таким генезисом взглядов Эверетта, относятся принцип непосредственности восприятия, отсутствие рекурсии, фатического общения и дизъюнкции, полисемия терминов родства. В то же время в книге Эверетта содержится ряд интересных наблюдений, которые действительно представляют пираха как весьма необычный язык и культуру. К их числу принадлежат наблюдения о неумении считать, о чувстве культурного превосходства, …

Loading...

Арбекова Ольга Александровна,

Гусев Алексей Николаевич

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №1, P. 5 - 25

Published: March 28, 2017

В статье предпринята попытка сопоставить и найти содержательные аналоги между понятиями смысловой, целевой и операциональной установки, которые были разработаны А. Г. Асмоловым на основе деятельностного подхода, с одной стороны, и понятиями, которые описывают установочную регуляцию в современной зарубежной психологии, с другой стороны. Гипотеза об иерархической уровневой структуре установки позволяет систематизировать различные представления об установках, что особенно актуально в связи с размытостью границ данного понятия. Для каждого из уровней установки приводятся близкие по содержанию терминологические аналоги, обозначаются их сходства и различия. В результате анализа было выявлено, что операциональные установки представлены в зарубежной психологии как моторная установка (motor set), сенсорная установка (sensory …

Loading...

Койфман Александра Яковлевна

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №4, P. 45 - 62

Published: Oct. 22, 2016

В статье предпринята попытка сопоставления установки, центрального феномена в исследованиях Д. Н. Узнадзе, и неосознаваемого семантического прайминга, одного из важных объектов и инструментов исследования в когнитивной науке. Приводится развернутое определение и описание видов / уровней установки и прайминга, а также кратко обсуждаются теория установки и модели неосознаваемого семантического прайминга. Выделяются особенности установки и прайминга как исследовательской процедуры, как эффекта, наблюдаемого в результате применения этой процедуры, и как состояния. Результаты сопоставления позволяют утверждать, что, несмотря на искушение рассматривать прайминг-эффект как разновидность установки, все же целесообразно выделять его в качестве отдельного экспериментального феномена, который может быть эффективно использован для разных исследовательских задач. …

Loading...

Поддьяков Александр Николаевич

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2017, Volume and Issue: №2-3, P. 49 - 59

Published: Sept. 4, 2017

Обсуждаются особенности разработки исследовательских объектов, призванных стимулировать любознательность и исследовательскую активность по отношению к ним со стороны человека. Предлагается рассматривать такой объект как специально созданную и предоставляемую другому человеку возможность удовлетворить свою познавательную мотивацию и мотивацию вызова при изучении неизвестных возможностей новой для него системы. Это рассмотрение проводится в развитие идей Дж. Гибсона об аффордансах как возможностях окружающего мира. Также вводятся понятия деисследовательских и контрисследовательских объектов и обсуждаются их особенности. Деисследовательские объекты защищаются от нежелательных проявлений любознательности и исследовательского поведения. Контрисследовательские объекты провоцируют любопытство и исследовательское поведение с целью нанесения ущерба субъекту этой активности. Делается вывод, что сравнение объектов, имеющих …

Loading...

Kseniya Absatova

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №1–2, P. 21 - 33

Published: April 1, 2016

In the current study, two standardized English-language assessments, the AWMA by T.P. Alloway (2007) and the WMRS (Alloway, Gathercole, & Kirkwood, 2008), were translated into Russian. The translated version of the AWMA was undertaken by 51 adults and 73 primary school children, and the translated version of the WMRS was completed by the teachers who worked with those children. The WMRS is a questionnaire list for teachers with 20 items which describe possible behavior manifestations of poor working memory in the classroom. The AWMA is a computer test battery with 12 subtests which aim to assess verbal short-term memory, verbal …

Loading...

Игорь С. Уточкин,

Мария А. Юревич,

Мария Е. Булатова

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №3, P. 58 - 76

Published: Sept. 27, 2016

В обзоре рассматриваются исследования зрительной подсистемы рабочей памяти (ЗРП), выполненные преимущественно в последние 15-20 лет. Дается описание методов исследования ЗРП с подробным разбором двух методов, направленных на измерение объема и точности ЗРП (раздел 2). Это наиболее распространенные в современной исследовательской практике методы обнаружения изменений и градуального отчета (в том числе модификация с использованием моделей смешения). Рассматриваются вопросы организации структурных единиц ЗРП при кодировании и хранении, в частности путем связывания независимых признаков и сжатия информации о нескольких объектах в форме статистической репрезентации ансамбля (раздел 3). Описываются теории, объясняющие природу ограничений ЗРП: структурные (ячеечные), ресурсные, их гибриды (теории «ячейки-«-ресурсы»), а также недавно …

Loading...

Андрей Курганский

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 62 - 66

Published: March 27, 2015

В своей статье А. Л. Крушинскй (этот выпуск, с. 52-61) выдвинул тезис о том, что выполнение когнитивных операций оплачивается утратой мозгом изначального запаса упорядоченности. Это положение ставится под сомнение с точки зрения (1) принципов физики систем, далеких от термодинамического равновесия, (2) данных о развитии мозга в онтогенезе, (3) неоднозначной роли избыточности (4) и нашего недостаточного знания о характере преобразования информации, лежащих в основе когнитивных операций.

Loading...

Екатерина Сапего

Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 73 - 83

Published: Feb. 22, 2015

Объединение естественных и гуманитарных наук до сих пор представляется непривычным, однако, конвергентный подход в развитии наук и технологий успешно реализуется в русскоязычном пространстве. С целью формирования у читателей журнала представления о современном состоянии развития когнитивной науки настоящий материал обобщает публикации авторов из России и Беларуси по данной тематике за 2014 г. Основной акцент в обзоре сделан на материале по когнитивной психологии и отдельных аспектах ее изучения: память, внимание, восприятие, мышление, интеллект, категоризация. Также рассматриваются материалы по психолингвистике, нейрофизиологии и другим смежным направлениям. На основе обобщения представленного материала делаются выводы об основных вопросах исследований в области когнитивной науки.

Loading...