Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Безопасность продукции: информация о соблюдении требований технических регламентов Creative Commons

Link for citation this article

Терещенко Л. К.

Право. Журнал Высшей школы экономики, Journal Year: 2009, Volume and Issue: №2, P. 57 - 66

Published: April 1, 2009

Latest article update: April 8, 2023

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

Безопасность продукции: информация о соблюдении требований технических регламентов

Keywords

Информация, безопасность, информационное право, технические регламенты, безопасность продукции

Многие федеральные законы устанавливают требования о предоставлении того или иного вида информации, порядок и условия такого предоставления. Как правило, речь идет о социально значимой информации, сокрытие которой может отрицательно сказаться на реализации прав и свобод человека. Это соответствует положениям недавно принятого Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»1. В соответствии со ст. 2 федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.


К такой социально значимой информации, безусловно, относится и информация о соблюдении требований технических регламентов. В соответствии с и. 12 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» (далее — Закон) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организуются:



  • постоянный учет всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

  • постоянный анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

  • информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.


Более подробные указания об учете, анализе и информировании о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов в тексте Закона отсутствуют. Реализовать указанные направления невозможно без издания соответствующего нормативного правового акта. Принимая во внимание тесную взаимосвязь вопросов учета и анализа всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда и вопросов информирования о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, это может быть единый нормативный правовой акт. Однако специфика вопросов учета и анализа, с одной стороны, и вопросов информирования — с другой, позволяет урегулировать указанные вопросы в двух самостоятельных нормативных правовых актах.


Информирование о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов — частный случай более общей проблемы обеспечения открытости и доступности информации, имеющей достаточно развитую правовую базу. Следует отметить, что независимо от выбранного варианта регулирования порядка информирования о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов необходимо учитывать положения Конституции РФ, международных соглашений, действующего российского законодательства о праве на доступ к информации, о порядке отнесения отдельных категорий информации к информации ограниченного доступа, о платности или бесплатности предоставления информации.


Конституционные основы права на информацию. Статья 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено, однако и сама возможность ограничений, и их характер должны определяться на основе Конституции, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).


По смыслу ст. 55 (ч. 3) возможные ограничения федеральным законом прав и свобод должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей (в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц), носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.


Конституционный суд РФ в своем решении от 15 мая 2006 г. № 5-П отметил, что «конституционная природа Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, предопределяет необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей». Обеспечение баланса конституционно защищаемых ценностей является тем критерием, который позволяет правильно определить правовой режим информации.


Следует обратить внимание и на другие нормы Конституции РФ, имеющие отношение к вопросу об информировании о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Часть 3 ст. 41 устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статья 42, касающаяся конкретного вида информации, декларирует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии.


Если в отношении одних категорий информации государство должно обеспечить защиту от неправомерного использования третьими лицами, то в отношении других, напротив, необходимо обеспечить доступность и препятствовать установлению каких-либо ограничений. Из смысла нормы и. 12 ст. 7 Закона вытекает открытость и доступность информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.


Международные обязательства по информированию. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (закрепленное в ст. 29 Конституции РФ) берет свое начало из положений Всеобщей декларации прав человека, Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других международных документов. Содержащиеся в этих международных документах нормы заложили основу правового режима информации, направленного на обеспечение открытости, расширения сферы открытой информации, равного доступа к ней каждого.


Исключительно важное значение имеет Рекомендация Комитета Министров Совета Европы R (81) «О доступе к официальной информации, находящейся в распоряжении государственных органов», принятая Комитетом Министров Совета Европы 25 ноября 1981 г. Конечно, форма акта говорит сама за себя, в Рекомендациях нет обязательных норм, но это своего рода руководство к действию. В соответствии с этой Рекомендацией государства обеспечивают каждому человеку право получать по запросу информацию, имеющуюся у государственных органов.


Рекомендация Комитета Министров Совета Европы от 21 февраля 2002 г. № 2, касающаяся доступа к официальным документам, закрепила основной принцип: государствам следует гарантировать право каждого на доступ к запрашиваемым официальным документам, находящимся у публичных властей.


Информация, имеющаяся у государственных и муниципальных органов, — не единственная сфера, требующая открытости. Для общества не менее важна область экологической информации. Международную правовую основу ее открытости составляет Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный в результате деятельности, опасной для окружающей среды 1993 г. (СЕД № 150). В соответствии с Конвенцией любое лицо имеет право на доступ к такой информации, находящейся в распоряжении органов публичной администрации. Устанавливается режим открытости экологической информации, который обеспечивается, в частности, положением, в соответствии с которым не требуется доказывать свою заинтересованность в получении информации (ст. 14).


Приведенные правила распространяются также и на доступ к экологической информации, которая находится в распоряжении структур, контролируемых органами публичной администрации или осуществляющих публичные функции в области охраны окружающей среды.


Представляется, что сказанное в полной мере относится к информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.


Федеральное законодательство и подзаконные акты, регламентирующие право на информацию. Базовым, несомненно, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», заменивший собой Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В Законе 2006 г. приводится перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен. В частности, не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).


Перечни информации, которая не может быть засекречена, установлены и в других законодательных актах. В ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» приведен перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию: информация о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; информация о состоянии экологии, санитарии. Еще один перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, установлен ФЗ РФ «О коммерческой тайне». Не может быть отнесена к коммерческой тайне информация о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.


С 1 января 2010 г. вступает в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В соответствии с ч. 1 ст. 5 этого Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Относительно доступа к информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов каких-либо ограничений не установлено. Напротив, речь идет о необходимости информирования приобретателей, изготовителей и продавцов (т.е. неограниченного круга лиц) о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.


Отнесение информации, в том числе информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, к категории открытой и общедоступной означает, что любое лицо в соответствии с действующим законодательством без указания и обоснования причин и целей может получить запрашиваемую информацию.


Вопрос о платности или бесплатности предоставления информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Представляется, что социально значимая информация, к которой относится и информация о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, и которой располагают государственные органы и органы местного самоуправления, должна предоставляться бесплатно (или за плату в пределах понесенных затрат). В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» бесплатно должна, в частности, предоставляться информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях.


Исключительно важным представляется закрепленное ст. 8 данного Закона правило, в соответствии с которым установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые определены федеральными законами. Из этого следует, что ни в постановлениях Правительства Российской Федерации, ни тем более в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти не должны устанавливаться случаи и условия платы за предоставление информации.


Однако зачастую законодатель поручает решать указанные вопросы Правительству РФ или уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Именно так поступил законодатель в Законе. Вместе с тем при решении этого вопроса следуют учитывать норму ст. 21ФЗ РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В соответствии со ст. 21 на бесплатной основе предоставляется следующая информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:



  • передаваемая в устной форме;

  • размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

  • затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного пользователя информацией;

  • иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.


Безусловно, информация о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов затрагивает права заинтересованного пользователя информацией и должна предоставляться бесплатно.


Следует отметить еще одно обстоятельство, позволяющее более точно определить круг обладателей информации, обязанных ее предоставлять в порядке, установленном для государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с перечисленными международными актами, правила, установленные для государственных органов и органов местного самоуправления, должны распространяться также и на доступ к информации, которой обладают организации, осуществляющие публичные функции. Общий подход: информация, создаваемая, собираемая государственными органами во всех сферах и на всех уровнях, должна быть доступной для населения, а любые официальные запреты на такой доступ должны основываться на законе и затрагивать как можно меньшую часть этой информации.


На уровне Правительства РФ существует значительное число постановлений, устанавливающих порядок доступа к той или иной информации. Наиболее значимое из них, устанавливающее общие подходы и требования в отношении информации федеральных органов исполнительной власти, — Постановление от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»2. Для целей определения правового режима информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов важна норма этого Постановления, обязывающая федеральные органы исполнительной власти «обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением».


В развитие указанного Постановления было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р3, которым одобрена Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти до 2010 г. Концепция определяет, в частности, основные задачи государственной политики в указанной сфере, среди которых — «распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет».


Применительно к информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов важно создание конкретных механизмов, обеспечивающих реальное действие режима открытости и доступности.


Субъекты, на которые возложена обязанность информирования о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. В Законе не указаны субъекты, на которые возложена обязанность информирования о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Они должны быть определены в нормативном правовом акте, который необходимо принять во исполнение требований ст. 7 Закона.


Вместе с тем определенные контуры системы информирования уже намечаются — например, Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294. За Агентством прямо предусмотрена функция сбора и обработки информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов (и. 5.3.5), которая покане реализована. Выполнение указанной функции напрямую связано с организацией ведения учета всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Установление порядка учета случаев причинения вреда предшествует информированию и лежит в его основе. Однако определение объемов информации, по которым должно происходить информирование, возможно и целесообразно еще до утверждения такого порядка, поскольку это позволит более четко определить параметры, по которым должен осуществляться учет.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 утверждено Положение о Единой информационной системе по техническому регулированию. В этом документе ничего не говорится о возможности учета случаев причинения вреда в рамках Единой информационной системы. В реализации функций по учету случаев причинения вреда и информированию о них было бы логичным опираться на Единую информационную систему, которая должна содержать данные о технических регламентах и иную информацию в области технического регулирования.


Функция информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов непосредственно возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Однако в положениях о ряде других федеральных органов исполнительной власти предусмотрена близкая по существу функция информирования в своей сфере деятельности. Например, на МЧС России возложено информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты; ведение пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. На Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложены надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В круг полномочий этой службы входит установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также информирование органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


Поскольку информация о фактах нарушения требований технических регламентов первоначально собирается в федеральных органах исполнительной власти, на которые возложены функции контроля и надзора в соответствующей сфере, то именно они в состоянии наиболее оперативно организовать и обеспечить информирование об этих нарушениях. Что касается Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, то информирование о соблюдении требований технических регламентов может осуществляться по результатам обобщения поступившей от иных федеральных органов власти информации.


Иными словами, на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля и надзора, необходимо в положениях о них возложить сбор, учет, обработку, накопление, хранение, защиту, анализ и распространение информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.


Нарушение требований конкретного технического регламента возможно как на всей территории Российской Федерации, таки в отдельном регионе. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли осуществлять информирование о нарушении требований конкретного технического регламента в рамках только отдельного региона или информация должна распространяться на всей территории России независимо от локализации нарушения. Представляется, что Закон не дает оснований для ограничения распространения информации в зависимости от локализации нарушения. В то же время при нарушении требований конкретного технического регламента в рамках только отдельного региона особую важность приобретает приоритетное незамедлительное информирование субъектов именно этого региона.


Указанную задачу наиболее эффективно могут выполнять территориальные органы. Представляется вполне оправданным включение в положения о территориальных органах норм, устанавливающих компетенцию этих органов в части информирования о нарушениях требований технических регламентов. Так, в утвержденных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии положениях о межрегиональных территориальных управлениях определены задачи и установлены полномочия этих управлений в части информирования о нарушениях требований технических регламентов. Межрегиональные территориальные управления совместно с подведомственными организациями осуществляют сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Если при проведении мероприятия по контролю установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, межрегиональные территориальные управления обязаны довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда в соответствии с действующим законодательством.


Вопрос организации информирования требует координации и разграничения полномочий органов исполнительной власти во избежание их дублирования. В связи с этим необходимо учитывать, в частности, нормы Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации». В соответствии с этим Постановлением Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует в рамках Единой информационной системы сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения этих требований. Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют информирование приобретателей, изготовителей, продавцов и иных заинтересованных лиц о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов в подведомственных сферах деятельности.


Субъекты, которые должны быть информированы, указаны в ст. 7 ФЗ № 184-ФЗ:



  • приобретатели;

  • изготовители;

  • продавцы.


Указанный перечень представляется не вполне корректным. Нет никаких оснований для ограничения круга лиц, которым должна предоставляться информация о нарушении требований технических регламентов. Эта информация является социально значимой и должна быть доступна любому лицу без объяснения причин и обоснования запроса. Если товар может причинить вред, представляет собой опасность для жизни, здоровья, имущества, то об этом должны знать не только лица, уже приобретшие его, но и потенциальные приобретатели, которые не попадают ни в одну из перечисленных в ст. 7 категорий. В связи с этим приведенный перечень следует, по крайней мере, сделать открытым, указав на иных заинтересованных лиц.


В качестве субъектов, которые должны быть информированы о нарушении требований технических регламентов, в Законе не указаны федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, что является принципиально неверным. Следует также отметить, что Закон, как и в ряде других случаев, применяет терминологию, которая не используется в российском законодательстве, без раскрытия содержания соответствующего термина (например, приобретатели). Вероятно, к этой категории следует отнести покупателей и потребителей продукции, в отношении которой выявлено нарушение требований технических регламентов.


Кто подразумевается под изготовителями, вопросов не вызывает. Однако целесообразность включения их в перечень лиц, которые должны быть информированы о нарушении требований технических регламентов, вызывает сомнения. Изготовители — это те самые субъекты, которые допустили отклонения от параметров технического регламента. Для них должен быть предусмотрен особый порядок информирования, в том числе в рамках контрольных мероприятий, поскольку с нарушением требований технических регламентов связано наступление ряда юридических последствий.


Продавцы, безусловно, должны обладать информацией о том, что та или иная продукция, которую они реализуют, не отвечает требованиям технических регламентов. Но для того чтобы обязать продавцов принять необходимые меры, они также должны быть информированы в официальном порядке.


Представляется, что порядок информирования приобретателей, изготовителей, продавцов и других заинтересованных лиц о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов должен включать различные варианты в зависимости от субъектов информирования.


Содержание информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Из текста Закона невозможно определить объем информации, ее содержание, форму, сроки и порядок предоставления. Соответственно эти вопросы должны быть решены в предусмотренном Законом нормативном правовом акте.


Информация о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также об угрозе такого причинения должна быть такой детальности, чтобы можно было однозначно определить, о каком объекте идет речь. Представляется необходимым указывать тип и наименование объекта, его марку, изготовителя объекта, год его изготовления, другие дополнительные характеристики, позволяющие однозначно его идентифицировать, характер несоответствия требованиям технического регламента, последствия нарушения требований технического регламента.


Порядок информирования можно подразделить на два основных варианта:



  • информирование по инициативе органов власти, на которые возложена указанная функция;

  • информирование по запросам заинтересованных лиц.


Первый вариант информирования может использоваться для регулярного информирования общества о состоянии соблюдения требований технических регламентов, в том числе об имеющихся случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также в случаях возникновения угрозы причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов. Формы информирования в этом варианте сводятся в основном к двум: через средства массовой информации и путем размещения информации в сетях общего пользования (Интернет), на официальных сайтах органов власти.


Второй вариант информирования реализуется по инициативе заинтересованного лица, которое должно обратиться в соответствующий орган с запросом. Представляется оптимальным, если с запросом можно будет обратиться:



  • устно (в том числе по телефону);

  • письменно;

  • в электронной форме.


Вид предоставления сведений должен определяться самим заинтересованным лицом.


Порядок информирования в письменной, в том числе электронной форме должен определять:



  • процедуру представления запроса и подготовки ответа;

  • перечень сведений, которые должны содержаться в запросе;

  • перечень сведений, которые должны содержаться в ответе;

  • сроки рассмотрения запроса и представления сведений;

  • форма, в которой должна быть представлена запрашиваемая информация (бумажный или электронный носитель).


Информирование органов государственной власти может осуществляться в виде отчетов, докладов, регулярного предоставления информации, если это предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами, предоставления информации по их запросам.