Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Проблемы экологической безопасности России Creative Commons

Link for citation this article

Башлакова Ольга Ивановна

Вестник МГИМО-Университета, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №3, P. 112 - 21

Published: March 1, 2015

Latest article update: Nov. 28, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles

Abstract

Актуальность настоящей статьи определяется необходимостью обеспечения экологической безопасности России в контексте устойчивого развития. А это возможно в результате смены в сфере государственной политики с экономических приоритетов на экологические. В статье уточнено определение экологической безопасности, выявлены роль и место экологической безопасности в системе национальной безопасности страны, обсуждены некоторые вопросы обеспечения экологической безопасности государства в условиях современного экологического кризиса, предложен механизм обеспечения экологической безопасности, отражена необходимость изменения мировоззрения различных категорий населения и лиц, принимающих управленческие решения, путём внедрения экологической культуры, обусловлена важность экологического образования и просвещения для обеспечения экологической безопасности страны в свете устойчивого развития. Автор обосновывает, что устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Поэтому в стратегию национальной безопасности Российской Федерации одним из пунктов включена экологическая безопасность как гарантия стабильного развития общества и благоприятных условий жизни населения. В статье акцентируется внимание на необходимости разработки путей совершенствования правового регулирования в области обеспечения экологической безопасности страны. Автор считает, что данный механизм будет направлен на защиту интересов граждан, их права жить в экологически безопасной среде. А для этого необходимо экономически заинтересовать предприятия и организации всех форм собственности в использовании экологически «чистых» технологий и, соответственно, в улучшении и восстановлении окружающей среды. Автором определено, что обеспечение экологической безопасности является важнейшей составляющей государственной национальной безопасности, которая могла бы стать национальной идеей, объединяющей народы России.

Keywords

Устойчивое развитие, экологическая культура, экологическая безопасность, экологический кризис, экологическое образование


Ни за какие деньги мы не сможем купить новую планету, и у нас остался единственный шанс спасти наш мир.


Друнвало



Тема экологической безопасности становится весьма актуальной, свидетельством тому являются написанные в последнее время более двух сотен учебников, около шести тысячи диссертаций и монографий. Актуальной проблемой последних десятилетий XX - начала XXI вв. является проблема выживания человечества. Если мировое сообщество не сможет перейти на новую модель развития, то, по мнению учёных, уже в середине XXI в. наступит экологическая катастрофа планетарного масштаба. В связи с этим обеспечение экологической безопасности во всех её аспектах становится для мирового сообщества приоритетной задачей.


Проблема экологической безопасности России является предметом исследования учёных различных научных направлений: философии, истории, социологии, политологии, права и др.


Научные исследования, направленные на решение экологических проблем, стали активно вестись в последней трети прошлого столетия. Сущность экологической проблемы в середине 1960-х гг. рассматривал российский учёный Н.В. Тимофеев-Ресовский. Стратегиям развития цивилизации были посвящены научные доклады Римского клуба. Ряд зарубежных авторов И. Рендере, Д. Форрестер, А. Печчеи, Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и др. разработали системную модель «пределов роста». Впервые был подвергнут критике с точки зрения экологического развития идеал западного «общества потребления». Благодаря работам экологов-алармистов мировое сообщество было вынуждено принять экологический императив и разработать новую стратегию развития - устойчивое развитие. Проблема обоснования перехода России на путь устойчивого развития рассматривалась в работах А.Б. Вебера, Е.И. Глущенковой, В.Г. Горшкова, В.И. Данилова-Данильяна, В.А. Коптюга, В.К. Левашова, К.С. Лосева, Н.Н. Моисеева, А.Б. Позднякова, А.Д. Урсула и др. через призму концепции национальной безопасности.


Идеи трансформации биосферы в ноосферу, которые были направлены на естественнонаучные, технические, экономические и политические аспекты развития общества, получили развитие ещё в книгах В.И. Вернадского. Исследованиями проблемы перехода человечества к ноосферной цивилизации занимались В.А. Волков, Ф.И. Гиренок, В.Г. Горшков, В.П. Казначеев, В.И. Каширин, В.А. Лось, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул.


Гуманитарному аспекту проблемы экологической безопасности посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов. Среди них отметим работы Н.П. Ващекина, Э.В. Горелова, Э.В. Гирусова, В.И. Данилова-Данильяна, М.И. Дзлиева, К.Я Кондратьева, К.С. Лосева, Н.М. Мамедова, Н.В. Никаноровой, Н.Ф. Реймерса, А.С. Шилова, А.Н. Яншина и других авторов.


Политологическому аспекту анализа экологической безопасности России в рамках процесса глобализации, определения перспектив преодоления экологического кризиса в нашей стране посвящены работы российских учёных Л.С. Ахиезера, А.А. Зиновьева, В.А. Коптюг, С.В. Рогачёв и зарубежных исследователей, как У Бек, 3. Бзежинский, Д.Ж. Маркович, С. Хантингтон, В. Хесле и др.


Вопросы обеспечения экологической безопасности в рамках государственной экологической политики, на формирование которой влияет как международный политический процесс в целом, так и глобальная экологическая политика (деятельность ООН) в частности, исследовались такими учёными, как А.В. Васильевым, Е.И. Глушенковой, А. Д. Думновым, Г. Д. Кулагиной, Д.С. Львовым, В.О. Мокиевским, А.И. Муравых, А.А. Панфиловым, Н.Г. Рогожиной, О.Н. Яницким и др.


Внесли большой вклад в осознание проблем экологической опасности, а также проблем экологических угроз национальной безопасности, носящих как глобальный, так и региональный характер, следующие отечественные учёные: Л.В. Баранова, В.В. Братков, Э.В. Гирусов, В.М. Данилов-Данильян, Д.В. Ефременко, А.В. Кокин, А.Н. Косариков, А.И. Костин, Т.Н. Митрохина, В.И. Малофеев, Н.Н. Моисеев, В.И. Назаров, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Фролов, А.А. Яблоков, О.Н. Яницкий и другие.


В настоящей статье автор рассматривает социально-гуманитарный аспект проблемы экологической безопасности России. Специфика предмета исследования обусловила использование таких общенаучных методов, как ретроспективный, институциональный, компаративный и др.


Автор анализирует в статье различные дефиниции понятия экологическая безопасность. Используя описательный метод, автор приводит характеристику экологического состояния природной среды России, причин неблагоприятной экологической обстановки во многих регионах страны.


Анализируя роль и место экологической безопасности в системе национальной безопасности автор обосновывает, что обеспечение экологической безопасности является гарантией стабильного развития общества и благоприятных условий жизни населения. Последняя является важнейшей составляющей государственной национальной безопасности, которая могла бы стать национальной идеей, объединяющей народы России.


Автор, применяя системный подход, предлагает механизм обеспечения экологической без опасности государства в условиях современного экологического кризиса, который включает в себя гуманитарные, экономические и правовые аспекты. При этом особый акцент в статье делается на необходимости изменения мировоззрения различных категорий населения и лиц, принимающих управленческие решения, путём внедрения экологической культуры. В статье обусловлена важность экологического образования и просвещения для обеспечения экологической безопасности страны в свете устойчивого развития.


Применяя компаративный метод, автор исследует проблему экономического обеспечения экологической безопасности России, США и Франции. При этом автор предлагает сменить экономические приоритеты на экологические в сфере государственной политики России.


В статье анализируется аспект правового регулирования в области обеспечения экологической безопасности страны. В связи с этим автор считает, что данный механизм будет направлен на защиту интересов граждан, их права жить в экологически безопасной среде. А для этого необходимо экономически заинтересовать предприятия и организации всех форм собственности в использовании экологически «чистых» технологий и, соответственно, в улучшении и восстановлении окружающей среды.


Несмотря на большое количество защищённых на тему экологической безопасности кандидатских и докторских диссертаций, научные дискуссии по вопросу понимания экологической безопасности не прекращаются.


Экологическая безопасность в настоящее время рассматривается как:



  • «состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [24];

  • «система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищённости окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени; состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных опасных воздействий» [20];

  • «любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду» [26];

  • «состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания» [4, с. 12];

  • «процесс обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду» [2, с. 251];

  • «комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых её регионах на уровне, которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество» [21];

  • «способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, благополучию, основным правам человека, источникам жизнеобеспечения, ресурсам, социальному порядку» [17];

  • «сумма правил, направленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, обеспечение прав человека на здоровую и благоприятную окружающую среду» [27];

  • устойчивое состояние социо-техно-природной системы, достигаемое за счёт оптимального вписывания деятельности человека в естественные процессы природной среды» [3, с. 7];

  • «достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей среды и деятельности человека, при которой уровень нагрузки на среду не превышает способностей среды к самовосстановлению» [13];

  • «комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых её регионах» [16];

  • «предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом» [1, с. 170].


Перечисленные выше определения экологической безопасности представляют вовсе не полный перечень существующих на сегодня дефиниций. Автор согласен с точкой зрения Атаманова Г.А. и считает, что экологическая безопасность - это состояние экосистемы, при которой экосистема не причиняет социальной или антропогенной системе вреда, т. е. «...не оказывает на неё воздействия, приводящего к её деструкции и/или дисфункции» [11]. На наш взгляд, субъектом экологической безопасности должен являться сам человек с его потребностями в благоприятной окружающей природной среде. Очевидно, что для человека нет ничего более ценного, чем жизнь. Жизнь человека как основы любой социоэкосистемы, а также любого представителя экосистемы биосферы невозможна в неблагоприятной окружающей среде. По мнению 8.14. Вернадского, живое вещество, как явление просто не смогло бы возникнуть и длительно существовать в неблагоприятных для функционирования условиях. Однажды возникнув, живая материя постоянно приспосабливается к условиям своего существования, стремясь выжить. Только человек, в отличие от
всей остальной биоты, не приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, а пытается в борьбе за выживание не самосовершенствоваться, а совершенствовать или подстраивать под свои потребности окружающую среду.


В связи с этим, влияние природопреобразующей деятельности человека ежегодно увеличивается не только по масштабам, но и по силе воздействия на природную среду. Масштабы этого воздействия уже достигли уровня угрозы экологической катастрофы для планеты Земля. Эта проблема была осознана мировым сообществом уже в конце 60-х гг. прошлого столетия. Объединившись в Римский клуб, более ста ученых разных научных направлений подготовили серию научных трудов, в которых были определены признаки нарастающего экологического кризиса [9].


После опубликования работ Римского клуба тема экологической безопасности человечества стала актуальной на различных международных форумах. ЮНЕСКО в 1970 г. внедрило международную программу «Человек и биосфера». В 1972 г. на международном уровне в Стокгольме проводилась Первая Всемирная встреча по проблемам окружающей среды. На ней учёные 113 государств определили, что главной целью жителей Земли становится «защита и улучшение окружающей среды для ныне живущих и будущих поколений» [8]. В том же году была принята Программа ООН по проблемам окружающей среды и её развитию с названием ЮНЕП. В1992 г. участниками Конференции ООН по проблемам окружающей среды и её развитию в Рио-де-Жанейро был принят документ «Повестка дня на XXI» век. В нём были сформулированы основные пути решения экологических проблем планеты на основе концепции устойчивого развития, преодоления бедности и создания достойного образа жизни населения, в том числе за счёт развития образования и просвещения в сфере окружающей среды [19].


В России в 1977 г. под руководством ЮНЕП и ЮНЕСКО была организована 1-я Всемирная межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды, которая была организована г.Тбилиси. По решению ООН все государства, в том числе и Россия, разработали и приняли концепции перехода к устойчивому развитию. В России «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» была принята Президентом России в 1996 году. В 2002 году представители России участвовали в Йоханнесбургском саммите по устойчивому развитию [15]. Таким образом, Россия не остаётся в стороне от участия в международном движении, направленном на формирование экологической культуры жителей планеты.


Как известно, природные ресурсы России являются стабилизирующим фактором в глобальных экологических процессах планеты. На 60% территории России не ведётся хозяйственная деятельность. Так например, в горах, на севере Дальнего Востока, в Арктике, в восточной части Сибири. Животный и растительный мир этих территорий необходим для существования развитых стран Америки, Европы и Азии. Неосвоенные территории и природные ресурсы России выступают сдерживающим фактором глобального экологического кризиса. Поэтому стратегически важно поддержание в этих регионах экологической стабильности. Несомненно, потеря или истощение этих ресурсов приведёт к возрастанию угрозы её национальным интересам и безопасности граждан.


С другой стороны, 40% территории России фактически представляют собой зону экологического бедствия. Это цифра говорит о том, что более 60% всего населения России - жители центральной и южной Европейской части Российской Федерации, среднего и южного Урала, Западной Сибири и Поволжья - проживают в экологически неблагополучных районах. Интенсивная хозяйственная деятельность, продолжающаяся уже более ста лет, как обратная сторона научно-технической революции и привела Россию к экологическому кризису, который сопровождается сегодня социальными, экономическими проблемами, ухудшением качества жизни населения, увеличением заболеваемости населения, снижением рождаемости, сокращением продолжительности жизни [12].


Причин неблагоприятной экологической обстановки во многих регионах России можно назвать несколько:



  • ежегодно увеличивающийся рост количества вредных промышленных и бытовых отходов;

  • нерациональное ведение лесного хозяйства и землепользования;

  • выброс в атмосферу и сброс в водоёмы вредных веществ;

  • загрязнение радиационными и химическими отходами ряда земель;

  • уничтожение химического оружия, проблемы с утилизацией плутония, радиоактивные отходы подводных лодок и др.;

  • финансирование мероприятий, направленных на охрану окружающей среды по остаточному принципу;

  • проблемы несовершенства правовых нормативных актов в области экологического законодательства;

  • инфантильность властей разных уровней в области охраны окружающей среды [6, с. 28-29].


По оценке учёных из Йельского и Колумбийского университетов, Россия по выбросу вредных веществ занимает третье место в мире. Первое занимает США, а второе - Китай. По мнению тех же учёных, по экологической чистоте Россия занимает 74-е место в мире. Ранжирование в рейтинге стран-участниц происходило по оценке состояния окружающей среды, степени подверженности жителей страны экологической опасности, способности правительства страны
решать возникающие проблемы экологической безопасности и т.д. Первое место заняла Финляндия, второе Норвегия, Швеция, Канада, Швейцария, Уругвай и т.д. [6, с. 27].


Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в один из своих пунктов включает и экологическую безопасность, определяя её как гарантию стабильного развития общества и благоприятных условий жизни населения [22].


Стратегической целью государственной политики в области экологического развития страны является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны. Процесс формирования и реализации экологической политики необходимо внедрять на всех уровнях управления. В принятии и реализации управленческих решений должны участвовать представители не только значимого и приоритетного федерального уровня, но и региональная власть.


Механизм обеспечения экологической безопасности, на наш взгляд, должен включать гуманитарные, экономические и правовые аспекты. Гуманитарное направление обеспечения экологической безопасности страны должно быть основано на формировании в обществе экологической культуры. Поскольку экологическое мировоззрение является природным защитным адаптационным механизмом человека и общества в целом, то его необходимо переформатировать в свете устойчивого развития для дальнейшего выживания нации. С учётом последнего, экологическое образование и просвещение (включая воспитание), в особенности подрастающего поколения, становится исключительно важным фактором обеспечения экологической безопасности страны. Поскольку это - проблема выживания или деградации общества, то автор считает, что экологическое образование и воспитание - первоочередная важная государственная задача.


Обеспечение экологической безопасности России, как условия выживания граждан страны и государства, в контексте устойчивого развития представляется возможным в результате смены существующих экономических приоритетов на экологические в сфере государственной политики. Для этого необходимо изменение сознания людей, всей системы ценностей общества, понимания сущности экологических проблем и повышения ответственности каждого гражданина в процессе их решения. Формирование ответственного отношения членов общества к природе связано с кардинальным преобразованием слишком длительного потребительского стереотипа поведения. К сожалению, уровень экологической культуры у граждан нашей страны ниже уровня всех развитых стран мира. Автор считает, что население нашей страны не осознаёт масштабов экологической опасности и в основном остаётся равнодушным к окружающей природной среде из-за низкого уровня экологического образования и просвещения. Экологическая безграмотность граждан приводит к безнаказанности их действий - загрязняют, не убирают брошенный мусор и считают при этом виноватыми в загрязнении всех, кроме себя, в том числе и власти.


Процесс внедрения экологического сознания должен быть длительным и системным. Это может быть реализовано путём повышения экологической культуры граждан разных социальных слоёв, профессиональных сообществ, всех возрастов российского общества средствами непрерывного экологического образования и просвещения. Экологическая культура и экологическое образование будут способствовать процессу принятия и осуществления экологически грамотных управленческих решений, основанных на научных знаниях об экологических последствиях любого вида деятельности, как в конкретной местности, так и на уровне страны. По мнению автора, именно дефицит экологических знаний во всех слоях общества является причиной большей части нарушений природоохранного законодательства и бездействия государственной и региональной власти.


Очевидно, что, владея сформированной экологической культурой, государственный и муниципальный служащий сможет природоцелесообразно управлять в сфере окружающей среды. Экологически просвещённый государственный служащий грамотно откорректирует правовое поле экологической сферы деятельности. Владеющие экологической культурой и образованием родители воспитают поколение со сформированным экологическим сознанием. Экологически сформированное общественное сознание не позволит гражданам России допустить экологической катастрофы.


В настоящее время на уровне государственного управления законодательная власть пытается разрешить проблему экологического образования, приняв в 2012 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Данный документ одной из важных задач в достижении стратегической цели государственной политики в области экологического развития считает формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания [18].


В условиях всё ухудшающейся экологической обстановки в стране назрела необходимость в разработке правового регулирования в области обеспечения экологической безопасности страны. Это конституционное право граждан в соответствии со ст. 72, п. (д) Конституции Российской Федерации [16]. Российское законодательство предусматривает множество законов и административно-правовых актов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, например, новая редакция закона «Об охране окружающей среды» [24], «Экологическая доктрина Российской Федерации» [25] и многие другие нормативные правовые акты. Они способствуют улучшению нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, но, к сожалению, не обеспечивают экологической безопасности граждан страны. Примером тому может служить принятый закон «Об использовании атомной энергии», разрешающий ввоз из других стран в Россию ядерное топливо и создающий опасность превратить нашу страну в свалку ядерных отходов [23].


Для совершенствования экологического законодательства, защиты населения от экологической опасности и повышения качества окружающей природной среды целесообразно было бы принять закон «Об экологической безопасности», «Стратегию экологической безопасности Российской Федерации» [5, с. 25-26].


Несовершенство механизмов реализации законов в области обеспечения экологической безопасности ставит задачу создания устойчивой, работоспособной модели их функционирования на различных уровнях управления на основе комплексного использования механизмов централизованного планирования, стимулирующего регулирования и рыночного саморегулирования.


Механизм правового регулирования будет направлен на защиту интересов граждан, их права жить в экологически безопасной среде. Для этого необходимо экономически заинтересовать предприятия и организации всех форм собственности в использовании экологически «чистых» технологий и, соответственно, в улучшении и восстановлении окружающей среды.


При переходе страны к рыночной форме хозяйствования наблюдается более интенсивное использование природных ресурсов (леса, недр и др.) за счёт их вывоза предпринимателями в другие страны. Всё это происходит из-за ослабления государственного регулирования этих процессов. Государственным чиновникам необходимо чётко регламентировать природопользование независимо от форм собственности. Надо определить баланс интересов собственника (пользователя), отдельных территорий и всего государства в условиях рынка. Необходимо понимать, что право собственности на природные ресурсы ещё не означает бесконтрольного распоряжения ими. Так, во Франции владелец леса не имеет права срубить дерево без разрешения органов власти.


К сожалению, несмотря на большой спад промышленного производства последних двух десятилетий, загрязнение окружающей среды в России увеличивается, а расходы страны на предотвращение и ликвидацию последствий неграмотной экологической деятельности уменьшаются. В последнее десятилетие в стране перестали выплачиваться компенсации пострадавшим от экологических аварий и катастроф. Существующая более десяти лет система платежей за загрязнения неэффективна. По мнению Е.Л. Егоровой, «...экономический ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды в России в 1995 году составил более 1,5 трлн, руб., в 1996 г. - около 2 трлн рублей, к 2015 году может превысить 4 трлн рублей» [13]. Убытки от экологических аварий компенсируются не более чем на 7-10%. К сожалению, как у предприятий-источников экологических загрязнений, так и по стране в целом отсутствуют средства на предотвращение и ликвидацию негативных последствий загрязнений окружающей природной среды и, соответственно, на компенсацию убытков пострадавшим.


Всё ухудшающаяся экологическая ситуация в России понижает степень экологической безопасности граждан и увеличивает затраты общества на ликвидацию загрязнения окружающей природной среды. В условиях хронического дефицита федерального бюджета при переходе страны к рыночным условиям наблюдается резкое сокращение бюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей среды. Так, в 2009 и 2010 гг. на обеспечение экологических задач в области охраны окружающей среды было выделено всего лишь 0,13% расходной части бюджета, в 2011 г. эта доля равнялась 0,16%, в 2012 году - 0,15%, а в 2013 г. - 0,14% от общего объёма расходов страны. Очевидно, что это - ничтожные показатели по сравнению с США, в которых выделяется на обеспечение экологической безопасности 5% [14].


Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по разделу «Охрана окружающей среды» показывает, что расходы в целом по разделу в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 25,6 %, но, несмотря на эти цифры, доля расходов в процентах от ВВП составляет всего 0,03% [14].


В современных условиях развития рыночных отношений для обеспечения экологической безопасности регионов России предлагаются следующие направления деятельности:



  • экологически обоснованное размещение производительных сил;

  • рациональное использование природных ресурсов;

  • внедрение новых экологически «чистых» и безопасных ресурсосберегающих технологий;

  • внедрение малоотходных и безотходных производств во всех сферах хозяйственной деятельности;

  • экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

  • предупреждение возникающих проблем между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации;

  • обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

  • внедрение обязательной, общественной (а не только государственной) независимой экологической экспертизы всех проектов строительства и др.;

  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, техногенных экологических катастроф;

  • защита населения от радиоактивных загрязнений, особо опасных токсичных веществ (пестициды, диоксины и др.);

  • обеспечение мер по улучшению качества жизни граждан (здоровья и др.);

  • совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.


По мнению Е.Л. Егоровой, 15% лиц принимают управленческие решения на мировом уровне. От их решений зависит состояние 85% ресурсов планеты, две трети которых находятся в России [13]. Поскольку роль России в глобальных экологических процессах является определяющей, очевидно, что обеспечение экологической безопасности страны необходимо для её устойчивого развития. Поэтому следует признать экологическую безопасность России приоритетной, жизненно важной ценностной категорией.


Таким образом, обеспечение экологической безопасности выступает одним из определяющих условий устойчивого развития любого государства. Основой формирования экологической безопасности является осознание человечеством сущности экологических проблем, что становится неотъемлемой частью экологической культуры людей. Лица, принимающие решения, должны понимать, что при реализации какой-либо деятельности приоритетом должен выступать экологический императив. Другими словами, не просто достижение своих целей, а достижение их с минимальной степенью вреда для окружающей природной среды. Человек является неотъемлемой частью природной среды, и все негативные воздействия на среду в конечном итоге отражаются на нём самом.


Изменить сознание людей, безусловно, сложно, но возможно при правильном подходе к организации экологического образования. Однако изменение сознания людей недостаточно. Необходимо, чтобы вся государственная политика была направлена на обеспечение экологической безопасности страны. Таким образом, обеспечение экологической безопасности является важнейшей составляющей государственной национальной безопасности, которая могла бы стать национальной идеей, объединяющей народы России.


Список литературы



  1. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник/автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. С. 170.

  2. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. Учебное пособие. - М.: СТУПЕНИ, 2003. С. 251.

  3. Мулин И.Б. Философско-методологические основы обеспечения экологической безопасности: дис. канд. филос. наук: 09.00.08: Москва, 2004. С. 7.

  4. Русин С.Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. 2010. № 5. С. 12-18.

  5. Русин С.Н. Какой быть Стратегии экологической безопасности Российской Федерации? // Журнал российского права. 2014. № 7. с. 25-26.

  6. Ферару Г.С. Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 28-29.

  7. Barnett J. 2001 .The Meaning of Environmental Security: Ecological Politics and Policy in the New Security Era. - London : Zed Books. 184.

  8. Barry J. and Eckersley, R. (eds).The State and the Global Ecological Crisis. - Cambridge : MA: MIT Press, 2005.230 p.

  9. Brenton T.The Greening of Machiavelli:The Evolution of International Environmental Politics. London : Earthscan, 1994.450 p.

  10. O'Neill K. The Environmental and International Relations. Cambridge : Cambridge University Press, 2009. 245 p.

  11. Атаманов Г.А. Экологическая безопасность и её место в структуре безопасности антропных систем // Наука XXI. URL: http://naukaxxi.ru/materialsZ173/.

  12. Грешневиков А.Н. Проблемы экологической безопасности России. // Право и безопасность. URL : http://dpr.ru/pravo/pravo_16_21.htm/.

  13. Егорова Е.Л. Экологическая безопасность страны – условие выживания нации. // Внешкольная экология. URL : http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/04/010410.htm, свободный 

  14. Заключение Счётной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг. // Федеральный портал PROTOWN.RU. URL: http://www.protown.ru/information/hide/6367.htnnl

  15. Йоханнесбургский саммит 2002,26 августа - 4 сентября 2002 г. (по материалам ООН). // URL: http:// centrecp.narod.ru/sammit2002.htm

  16. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008) // Консультант Плюс. URL: http://www.zakonprost.ru/konstitucija-rf/rtf

  17. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология: Для студентов вузов и специалистов экологов // Отделение ГПНТБ СО РАН - Центральная библиотека Новосибирского Академгородка. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/nikanor.ssi

  18. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года// Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.rU/cons/cgi/online.129117

  19. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жа- нейро, 3-14 июня 1992 года. // URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/agenda21_rus/index-1.htm

  20. Российская энциклопедия по охране труда. //Яндекс. Словари. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/trud, свободный

  21. Словарь по естественным наукам. // Глоссарий.ru. URL : http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RBlnuvgxtuxy, свободный

  22. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал Гарант. URL : http://base.garant.ru/195521/#ixzz3VrLJzueV

  23. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148639/

  24. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html/

  25. Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р // Консультант Плюс. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/

  26. Экологический энциклопедический словарь. //Толковые словари. URL: http://www.edudic.ru/ecoZ1020/#

  27. Энциклопедический словарь «Конституция РФ». // Рубрикой. URL: http://www.rubricon.com/konst_1.asp, свободный