Разработка эффективного механизма промышленной политики региона
Published: Dec. 1, 2013
Latest article update: Dec. 3, 2022
Доцент кафедры финансов и денежного обращения Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, канд. экон, наук, e-mail: [email protected]
Keywords
Промышленная, политика, региона
В условиях постоянной трансформации системы управления национальной экономикой и существенных изменений институциональных функций исполнительных органов государственной власти Российской Федерации требуется разработка новых подходов к формированию промышленной политики региона. Промышленная политика региона включает систему правовых, экономических и организационных мер прямого (административного) и косвенного (финансово-экономического) государственного регулирования экономики региона, направленных на повышение национальной и международной конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления, решения инфраструктурных и социальных проблем в интересах благосостояния населения и обеспечения национальной безопасности страны [1].
Обобщенная четырехсегментная модель промышленной политики региона (рис. 1) основана на комбинировании общесистемной и селективной промышленной политики и учитывает факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленности региона [2].
В представленной модели (см. рис. 1) приведены взаимоувязанные направления действий исполнительных органов государственной власти региона. Формирование и реализация мероприятий по данным направлениям с учетом региональных особенностей, т.е. выбранных объектов для селективной части, позволят скоординировать промышленную политику с другими государственными политиками и учесть стратегии развития ведущих промышленных предприятий региона. Разработанная модель основывается на принципах системного подхода: целостности, ограниченной коммуникативности, ограниченной интегративности, эффективности региональной промышленной политики, эквифинальности и цикличности промышленной политики. Принцип целостности предполагает, что положительный синергетический эффект реализации промышленной политики региона достигается при осуществлении мероприятий по всем направлениям промышленной политики. Принцип ограниченной коммуникативности заключается в том, что промышленная политика региона является подсистемой промышленной политики России и системой более высокого уровня для стратегий управления промышленными предприятиями региона, при этом возможности согласования промышленной политики региона между субъектами ограниченны. Принцип ограниченной интегративности означает, что цели, мотивы и стимулы действий субъектов промышленной политики могут быть выявлены не в полной мере. Принцип эффективности региональной промышленной политики предполагает формирование комплекса мероприятий и оценку их эффективности на основе системы сбалансированных показателей [3]. Принцип эквифинальности и цикличности промышленной политики напоминает, что направленность и приоритеты промышленной политики имеют предельные возможности для реализации без учета фаз экономического цикла.
Конечные результаты исследования представлены в разработанном механизме формирования промышленной политики региона, реализующем предложенную модель (рис. 2). Рассмотрим подробно наиболее сложные аспекты предложенного механизма: определение объектов промышленной политики и оценка эффективности реализации мероприятий промышленной политики.
Совокупность объектов промышленной политики региона образуют:
Промышленную политику государства, ориентированную на развитие кластеров в рамках регионов или национальной экономики в целом, называют политикой концентрации, или кластерной политикой. При этом возможно как прямое воздействие на кластер в виде субсидирования, создания льготного таможенного и налогового режимов, целевого предоставления ограниченных ресурсов и создания инфраструктуры, индивидуального сопровождения проектов выбранного кластера, так и косвенное — проведение конкурентной политики [4–6].
В настоящее время в научной литературе идут активные дебаты о мере и возможностях воздействия государства на экономику при реализации инструментов промышленной политики [7]. Мы поддерживаем точку зрения, согласно которой возможности государства по созданию и развитию кластеров промышленных предприятий крайне ограниченны по следующим причинам:
Основным риском проведения кластерной политики является неверный выбор объекта исследования ввиду информационной асимметрии, недостаточности статистической информации, отсутствия эффективного инструментария выявления кластеров и их прототипов.
С учетом основных рисков промышленной политики государства, когда объектом управления является кластер, была разработана методика определения объекта государственной кластерной политики [4]. Практическое применение разработанного подхода по анализу и выявлению кластеров промышленных предприятий показало, что в состав промышленного кластера входят три основных взаимосвязанных элемента: ядро, производственная инфраструктура и бизнес-инфраструктура.
Каждый элемент структуры (рис. 3) имеет особую важность для конкурентоспособности кластера. Прежде всего это ключевые фирмы, которые экспортируют свою продукцию,
товары или услуги за пределы региона. Другие компании, также входящие в кластер, могут быть меньше известны. Конкурентоспособность ключевых фирм зависит от сети поставщиков сырья, комплектующих, продуктов, запчастей, услуг и т.д. От качества поставщиков зависит благополучие кластера в целом. В себестоимости продукции порядка 60...80% приходится, как правило, на сырье, материалы и услуги, и только порядка 20...40% находится под непосредственным влиянием руководителей предприятий. Таким образом, от качества сети поставщиков зависит порядка 80%. Эти цифры варьируются в зависимости от отрасли: например, в розничной торговле это может быть 70%, а в транспортных услугах — около 45%. Суть в том, что для повышения конкурентоспособности ключевым вопросом является создание эффективной системы поставщиков.
Бизнес-инфраструктура кластера играет не менее важную роль в его успешном развитии. Наличие в регионе специализированных отраслевых финансовых организаций или банковских продуктов расширяет возможности производителей ключевых товаров вкладывать инвестиции в научно-исследовательскую, производственную и сбытовую сферы, что обеспечивает воспроизводственный процесс и развитие кластера. Информационное и консультационное обслуживание необходимы для постоянного мониторинга сырьевых рынков, рынков труда и сбыта продукции, что минимизирует риски рыночных колебаний. Наличие широкого спектра компаний транспортно-логистической и сбытовой сферы обеспечивает успешное доведение конечной продукции кластера до покупателя, что способствует развитию конкуренции в отрасли.
Чтобы объединение предприятий в кластер было действительно эффективным и способствовало снижению совокупных издержек производства и транзакционных издержек взаимодействия, эффективной кооперации ресурсов, достижению конкурентных преимуществ, росту инновационной активности, развитию новых технологий и т.д. [8], предлагается исследовать способ формирования инновационно-промышленного кластера в форме виртуального предприятия.
Виртуальная организация представляет собой объединение независимых хозяйственных субъектов (людей, групп, компаний), распределенных территориально, осуществляющих текущее взаимодействие в электронном пространстве в глобальном масштабе путем объединения своих ресурсов и усилий для выполнения совместных задач и осуществления совместной деятельности.
Для эффективного функционирования кластера предлагается объединить элементы кластера, в том числе ресурсы, знания, разработки, в виртуальной среде. Виртуальное предприятие будет выступать ядром кластера (например, на базе одного из предприятий, входящих в кластер). В виртуальной среде могут быть объединены следующие процессы [9-11]:
Упрощенно функционирование такого виртуального предприятия, или «виртуального кластера», можно представить в виде схемы (рис. 4), при этом заказчиком продукции, как видно из рисунка, могут выступать и рынок, и государство.
Преимущества «виртуальной среды» для инновационно-промышленного кластера заключаются в следующем:
Объединение участников кластера в виртуальной среде будет эффективным, например, в части выполнения государственного заказа. Это возможно, поскольку существует единый портал государственных закупок, размещение государственных заказов осуществляется через электронные площадки, что упрощает возможность связать виртуальный кластер и государственный орган в виртуальной среде. Кроме того, внедряется система электронного правительства, позволяющая получать государственные услуги в электронном виде.
Таким образом, формирование инновационно-промышленного кластера в форме виртуального предприятия позволит повысить эффективность деятельности кластера, а также приведет к рациональному осуществлению мер государственной промышленной политики.
Следующий важный элемент механизма промышленной политики — оценка эффективности реализации предложенных мероприятий. В качестве обобщающего критерия предлагается использовать отношение величины ожидаемого прироста валового регионального продукта (ВРП) к издержкам бюджета региона, связанным с реализацией промышленной политики.
Проблема оценки эффективности промышленной политики региона осложняется следующими моментами. Во-первых, можно ли элиминировать промышленную политику из всего многообразия действий региональной власти, направляемых на повышение уровня международной конкурентоспособности предприятий региона. Во-вторых, возможен ли верифицированный прогноз продолжительности периода, в течение которого может проявиться результат реализации промышленной политики. В-третьих, возможно ли квантифицировать стратегические цели так, чтобы обеспечить соизмеримость прогнозируемой (планируемой) величины прироста ВРП и ожидаемых результатов достижения этих целей. В-четвертых, можно ли прогнозировать ожидаемую эффективность промышленной политики за период ее актуальности.
Рассмотрим наиболее важные аспекты преодоления этих сложностей. Как было показано выше, использование кластерного подхода как инструмента промышленной политики позволяет определить спектр отраслей, являющихся объектами этой политики [4]. Причем не только ключевых отраслей на верхнем уровне, но и базовых отраслей нижнего уровня, а также родственных и поддерживающих отраслей среднего уровня. Каждая из указанных отраслей вносит определенный вклад в изменение валового регионального продукта (ВРП), которое может выражаться в изменении:
Общей для всех указанных изменений проблемой является учет темпов инфляции за весь период актуальности принятых вариантов промышленной политики. Особенно остро эта проблема встает при оценке степени влияния динамики внешнеэкономической деятельности на ожидаемый прирост ВРП в результате реализации промышленной политики. При этом возникает дополнительная проблема оценки влияния динамики курсов валют на ожидаемый прирост этих показателей, которая может быть решена путем использования индексов для пересчета по паритету покупательной способности (индекс Фишера, метод Гири-Камиса). Формула расчета показателя эффективности промышленной политики региона, реализующая разработанные предложения, имеет следующий вид:
Эффективность промышленной политики как федерального, так и регионального уровней оценивается с помощью сбалансированной системы показателей [3], адаптированной к процессам реализации промышленной политики, с помощью которой нематериальные активы, необходимые для разработки и реализации промышленной политики, преобразуются в материальные, в том числе в финансовые результаты.
Таким образом, эффективный механизм промышленной политики региона включает: на этапе разработки — определение перечня отраслей, входящих в кластер, как объектов промышленной политики; на этапе реализации — координацию объектов и субъектов промышленной политики в виртуальной среде; на этапе оценки результатов — измерение эффективности как вклада в изменение валового регионального продукта.
Список литературы