Реформа семейного законодательства: совершенствование структуры Семейного кодекса Российской Федерации и правового регулирования отдельных брачно-семейных отношений
Published: May 1, 2017
Latest article update: Oct. 11, 2022
Процесс развития современного семейного законодательства обусловил повышенный интерес к исследованию отдельных институтов, содержащихся в семейном законодательстве, а также к изучению в целом отраслевого семейного законодательства с учетом основных тенденций развития. Полагаем, что совершенствование правового регулирования семейных отношений должно строиться на основе научно обоснованной системы законодательства. В статье сформулированы отдельные предложения по изменению и дополнению действующего брачно-семейного законодательства. К сожалению, приходится констатировать, что многие семейно-правовые нормы не только не эффективны, но и противоречат концепции единства правового регулирования отношений, вытекающих из брака и принадлежности к семье.
Keywords
Семья, семейное законодательство РФ, семейные отношения, тенденции развития брачно-семейных отношений, брак, структура семейного законодательства
В настоящее время существует объективная потребность в разработке и обосновании новых направлений совершенствования системы семейного законодательства РФ исходя из целей государственной семейной политики и имеющегося социально-правового потенциала.
Исследование динамики семейно-правового регулирования в РФ позволяет говорить о новых тенденциях в развитии брачно-семейного законодательства, в частности, не только об изменении традиционных отраслевых институтов, но и о появлении новых институтов и подотраслей, изменении структуры семейного законодательства, свидетельствующих о трансформации всей его системы. Значительным изменениям подвергаются содержание и объем сферы семейно-правового регулирования. Реализуется тенденция расширения предмета семейно-правового регулирования.
В настоящее время состояние системы семейного законодательства России свидетельствует о наличии двух тенденций:
Представляется, что наличие в структуре и содержании кодифицированного акта семейного законодательства определений основных понятий позволяет выявить позицию законодателя в сфере регулирования соответствующих отношений, установить приоритеты и пределы правового регулирования.
С позиции системно-структурного подхода также представляется необходимым выделение в структуре системы семейного законодательства Общей и Особенной частей.
Общая часть должна включать:
Особенная часть должна включать следующие подотрасли:
Представляется, что обособление юридических фактов как правового института в структуре Общей части системы семейного законодательства выступит одним из основных звеньев данной системы. Обусловлено это тем, что правовое регулирование семейных отношений не только начинается вследствие наступления того или иного юридического факта, но и последующий процесс правового воздействия происходит «под знаком» данного юридического факта.
По нашему мнению, есть все основания вместе со спецификой дифференциации Особенной части Семейного кодекса (СК РФ) признать наличие такого факультативного критерия, как юридический факт: кровное родство, заключение брака, административный акт и (или) договор, решение суда и т.д.
Укрепление системных основ и внутрисистемных связей семейного законодательства РФ представляется целесообразным по следующим направлениям:
Разработанная в цивилистике концепция организационных отношений может быть распространена на семейно-правовую сферу. На сегодняшний день очевидна необходимость включения в предмет семейного права организационных отношений, то есть тех, которые «направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников». Поскольку организационные отношения входят в предмет семейного права, то есть регулируются нормами семейного права, представляется необходимым дополнить статью 2 СК РФ фразой «регулирует иные организационные отношения, связанные с осуществлением гражданами своих семейных прав».
Является актуальным вопрос о целесообразности включения в СК РФ норм, регламентирующих регистрацию актов гражданского состояния, подпадающих в настоящее время под гражданско-правовую юрисдикцию.
Цели семейно-правового регулирования, задачи по их достижению, а также принципы как руководящие ориентиры семейно-правового регулирования выступают предпосылками публицизации семейного законодательства. Безусловно, признание семейного права самостоятельной отраслью права, гармонично сочетающей частноправовые и публично-правовые начала, обосновывает проецирование такого подхода и в плоскость семейного законодательства.
Достижением развития системы семейного законодательства РФ принято считать расширение сферы договорного регулирования семейных отношений. Однако его эффективность могла бы возрасти при гармоничном установлении императивных и диспозитивных средств регулирования как личных, так и имущественных отношений между членами семьи.
В настоящее время активно обсуждается проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"», в разработке которого принимает непосредственное участие автор данной статьи.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 86 СК РФ при отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Перечень исключительных обстоятельств, указанный в ст. 86 СК РФ, не является исчерпывающим и предполагает расширительное толкование. Однако указание в тексте статьи на события, связанные только с состоянием здоровья ребенка, привело к тому, что правоприменитель исходит из необходимости возмещения расходов, связанных исключительно с лечением, восстановлением здоровья ребенка, реабилитацией.
В целях исключения ограничительного толкования ст. 86 СК РФ законопроектом предлагается внести в п. 1 ст. 86 СК РФ изменение, предусматривающее, что при отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств, в том числе необходимости обеспечения несовершеннолетнего ребенка жилым помещением, каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Видится оправданным, что предлагаемое законопроектом дополнение позволит суду в каждом случае оценивать ситуацию с учетом всех сложившихся обстоятельств и принимать решение, основанное на балансе интересов ребенка и родителя, выплачивающего алименты.
Защита прав детей является приоритетной задачей Российского государства. Поэтому предложения, изложенные в законопроекте, направлены в том числе на обеспечение защиты прав несовершеннолетних детей, улучшение ситуации по взысканию задолженности со злостных неплательщиков алиментов, а также создание условий для обеспечения несовершеннолетнего ребенка жилым помещением при разводе родителей.