Loading...

This article is published under a Creative Commons license and not by the author of the article. So if you find any inaccuracies, you can correct them by updating the article.

Loading...
Loading...

Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения Creative Commons

Link for citation this article

Реан Артур Александрович

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 3 - 8, https://doi.org/10.11621/npj.2015.0101

Published: Jan. 12, 2015

Latest article update: Dec. 17, 2022

This article is published under the license

License
Link for citation this article Related Articles
Loading...

Abstract

В статье рассматриваются вопросы психологических факторов виктимного поведения. Дается определение виктимного поведения и подчеркивается, что такое поведение – это не обязательно пассивное, пассивно-страдательное поведение жертвы. Виктимным может быть и поведение активное, активно- агрессивное. Показано, что асоциальное, девиантное поведение детей и подростков серьезно увеличивает риски виктимности.

Семья, как важнейший институт социализации личности, рассматривается одновременно и как фактор профилактики, и как фактор риска виктимного поведения. Роль семьи в формировании виктимного поведения раскрывается посредством освещения следующих вопросов: агрессивное, конфликтное поведение это личностная склонность или отсутствие «правильных» навыков; взаимозависимость строгости наказания и детской агрессии; наказания за агрессию детей между собой (братья, сестры): каков результат; игнорирование агрессии – действительно ли лучший выход; жертвы сексуального насилия и причины виктимного поведения; демонстративная акцентуация как фактор риска виктимного поведения при изнасиловании; благополучная семья – может ли она быть фактором риска виктимного поведения?
Долгое время считалось, что социально отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформаций семьи, под которой понимается просто неполная семья – отсутствие одного из родителей (чаще отца). В настоящее время установлено, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи.
Реально благополучная семья, психологически благополучная семья – является краеугольным камнем профилактики виктимного поведения. То, что виктимность поведения в основном определяется личностными качествами, не отменяет этого вывода, но только усиливает его. Потому, что сами эти качества формируются во многом именно в процессе семейной социализации, детерменированы стилями семейного воспитания и особенностями межличностных отношений в ней.

Keywords

Семья, виктимное поведение, сексуальное насилие, агрессия, акцентуации характера, виктимология, деформации семьи

Виктимология (от лат. Viktima - жертва) - это буквально учение о жертве. Виктимология возникла как раздел криминологии и по сей день рассматривается в этом статусе. Хотя, по мнению ряда авторов, она постепен­но превращается в самостоятельную научную дисциплину. В любом случае в структуре виктимологии психологи­ческая составляющая занимает значи­тельное место (Васильев, 2000; Христен­ко, 2004; Реан, 2007, 2013). Виктимное поведение - это поведение жертвы, то есть такое поведение личности, которое значительно повышает риски субъекта стать жертвой преступления.


В контексте темы нашего обсуждения, сформулируем два положения.



  • Семья может быть как фактором про­филактики, так и фактором риска виктимного поведения.

  • Виктимное поведение - это не обя­зательно пассивное, пассивно-стра­дательное поведение жертвы. Виктимным может быть и поведение активное, активно-агрессивное.


Иначе говоря, выделяют инициатив­ные жертвы насилия и пассивные жер­твы насилия (Варчук, 2009, С. 188, 189).


По видам поведение потерпевших, например, от умышленных убийств и причинения тяжкого вреда здоровью распределилось следующим образом:



  1. Положительное поведение - 10,1 %. Положительное поведение заключа­лось в защите третьего лица от напа­дения (3,7 %), в требовании прекраще­ния нарушения без защиты кого-либо (4,1 %), в требовании нормального по­ведения в семье (1,4 %) и т.п.

  2. Негативное поведение - 65,2 %. Нега­тивное поведение заключалось в напа­дении на причинителя вреда (16,7 %), в оскорблениях, скандалах, издева­тельствах, унижениях (9,7 %), в не­надлежащем поведении, включая не­оказание сопротивления при наличии возможности (38,8 %).

  3. Нейтральное поведение, то есть такое, которое не способствовало и не препятствовало преступнику - 24,7 % от общего числа жертв (Ривман, 2002, С. 127-128).


Главные мотивы вступления подрост­ков в драку (что, естественно, является фактором риска самому стать жертвой) следующие: «Оскорбили меня» - 70%, «Вынужден был обороняться» - 50%, «Оскорбили моего друга» - 40% (Собкин и др., 2005, С.88).


Что влияет на отклоняющееся поведение детей в семье?


Долгое время считалось, что социаль­но отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформаций семьи, под которой понимается просто не полная семья - отсутствие одного из родителей (чаще отца). Статистические данные по преступности несовершен­нолетних, полученные в разных странах мира, подтверждали этот вывод. Одна­ко в 1960-70-е годы обнаружилась дру­гая тенденция. Сначала разница между полными и неполными семьями по количеству «выдаваемых» ими подростков-правонарушителей стала неуклон­но сокращаться, а затем и практически полностью исчезла. В настоящее время установлено, что основным фактором негативного влияния семьи на разви­тие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи. И это общемировая тенденция.


Агрессивное, конфликтное поведение: личностная склонность или отсутствие «правильных» навыков?


Как мы видим, само агрессивное по­ведение может быть фактором риска виктимности. Вносит ли семья какой-то вклад в формирование агрессивного по­ведения? Безусловно, да.


Формирование просоциального пове­дения личности связано не только с ме­ханизмами отсутствия подкрепления или активного наказания за асоциальное по­ведение, но и обязательно (и, может быть, даже в первую очередь) с активным соци­альным научением просоциальным фор­мам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено (Keltikangas-Jarvinen, Kangas, 1988), наиболее выраженные различия между детьми с деструктивным и кон­структивным социальным поведением обнаруживаются не в личностном пред­почтении деструктивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации конструктивного поведения включает приобретение системы знаний и социаль­ных навыков, а также воспитание систе­мы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способ­ность реагировать на фрустрацию отно­сительно приемлемым образом.


Строгость наказания и детская агрессия.


На сегодняшний день уже не вызыва­ет сомнения, что между строгостью на­казания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.


Эта зависимость, как оказалось, рас­пространяется и на случаи, когда нака­зание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрес­сивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.


В одном эксперименте изучалось аг­рессивное поведение детей-третьеклассников в связи особенностями страте­гий родительского наказания (Eron at al., 1963). К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы ве­сти себя по-другому и поощрения за из­менение поведения. Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) от­носили словесное порицание, выгово­ры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыль­ники. В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые под­вергались со стороны родителей стро­гим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию, и соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные.


Наказания за агрессию детей между собой (братья, сестры): каков результат?


В одном из исследований (Felson, Russo, 1988) было показано также, что вмешательство родителей при агрессии между братьями-сестрами может на са­мом деле оказывать обратное действие и стимулировать развитие агрессии. Ре­зультаты этого исследования в нагляд­ной графической форме представлены на рис.1 (Бэрон, Ричардсон, 1997, С. 98).



Рисунок 1. Уровень агрессии между братьями и сестрами в зависмости от вмешательства родителей в ссоры детей (Felson & Russo, 1988)


Нейтральная позиция родителей, как следует из этого исследования, являет­ся предпочтительной. Самой неэффек­тивной стратегией оказывается вмешательство родителей в форме наказания старших сибсов, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физи­ческой агрессии в отношениях между братьями-сестрами оказывается наибо­лее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях (Patterson, 1984).


Игнорирование агрессии - действительно ли лучший выход?


Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к формулированию предложения отно­ситься к агрессии между сибсами осо­бым образом - игнорировать ее, не реагировать на агрессивное взаимодействие братьев-сестер. Однако такой вы­вод представляется слишком радикаль­ным. Иногда не реагировать на агрессию во взаимодействии братьев-сестер родителям просто невозможно, а подчас и прямо вредно и небезопасно. В ряде ситуаций (например, когда агрессив­ное взаимодействие между сибсами уже не является редким исключительным случаем) нейтральная позиция родите­лей может только способствовать дальнейшей эскалации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благо­приятные условия для социального на­учения агрессии, закреплению ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочные негативные последствия.


В исследовании, о котором мы гово­рили выше, изучались лишь две альтернативы реагиования родителей на аг­рессию между братьями-сестрами:



  1. нейтральная позиция, то есть игнори­рование фактов агрессии;

  2. наказание детей (в одном варианте - старших, в другом - младших). Очевидно, при такой суженной альтернативе нейтральная позиция действительно оказывается относительно (и только от­носительно) лучшей. Однако возмож­ны и другие альтернативные способы родительского реагирования на агрес­сию между сибсами, которые не были здесь предметом изучения. Одним из таких способов реагирования является обсуждение возникшей проблемы, осу­ществление переговорного процесса, научение на конкретном примере возникшего конфликта конструктивным, неагрессивным способам его разрешения. Ведь, как экспериментально дока­зано в других исследованиях, агрессив­ные дети отличаются от неагрессивных в первую очередь именно слабым зна­нием конструктивных (альтернативных агрессивным) способов разрешения конфликтов.


Жертвы сексуального насилия. Причины виктимного поведения.


В начале обсуждения этого вопро­са, сформулируем важный для дальнейшего изложения постулат. Жертва изна­силования в принципе не может быть правонарушающей. Она может быть лег­комысленной, некритичной, неосмо­трительной, но не более того.


Неблагополучная семья - может ли она быть причиной виктимного поведе­ния в случаях сексуального насилия?


Конечно, да. Изучение потерпевших от изнасилования с негативным поведе­нием показывает, что в его основе лежат недостатки воспитания, нравственного формирования их личности. Для потерпевших этой группы характерны неосмотрительность, легкомыслие в прио­бретении рискованных знакомств.


По имеющимся данным (Ривман, 2002, С. 158-160) 38,6 % жертв находи­лись в момент совершения насилия над ними в состоянии алкогольного опья­нения. Усугубляет негативную картину и то, что 92,8 % потерпевших употребля­ли спиртные напитки вместе с насиль­никами.


В доме преступника было изнасило­вано 76,9 % от общего числа жертв, нахо­дящихся в состоянии опьянения. Из них были его постоянными знакомыми - 17,9 %, случайными знакомыми - 53,9 %, родственниками - 5,1 %. Изнасилованы в доме потерпевшей только 5,1 %.


В ситуации изнасилований, совер­шенных знакомыми, нередко выбор преступника предопределяется репута­цией жертвы как доступной или нераз­борчивой в выборе знакомых. Исходя из этого, насильники почти всегда рассчи­тывают на то, что их жертвы не будут об­ращаться в полицию.


Демонстративная акцентуация как фактор риска виктимного поведения при изнасиловании.


Рассмотрим один фрагмент из ма­териалов, проведенной нами судеб­но-психологической экспертизы по делу об изнасиловании шестнадцати­летней Н. (Реан, 1990). Он достаточно хорошо разъясняет ранее сказанное. В процессе психологического исследо­вания личности потерпевшей и анали­за ситуации, кроме всего прочего, было установлено следующее. Характерны­ми чертами Н. являются демонстратив­ность поведения и эгоцентризм. У нее диагностируется акцентуация характера истероидного типа (по А. Личко). Однако известно, что для данного типа акцентуаций эгоцентризм может с на­ибольшей силой проявляться как раз в сфере сексуальных реакций - через демонстративное поведение, афиши­рование своих реальных и мнимых свя­зей, самооговоры в целях привлечения к себе внимания окружающих. С уче­том этих моментов был проведен ана­лиз поведения Н. в предкриминальной ситуации. Гуляя вместе с двумя своими подругами вечером, около 23 часов Н. встретила своего знакомого - семнад­цатилетнего Г., учащегося ПТУ. Всем своим поведением в процессе завязав­шейся беседы Н. пыталась демонстри­ровать свою «взрослость», большую опытность по сравнению с подругами в общении с юношами. Ей было лестно, что именно ей в присутствии еще двух девушек Г. предложил покататься на мотоцикле и она охотно на это согла­силась. Поведение Н. стало иным, как только они оказались наедине - вдво­ем, в поле, вдали от жилого массива. И это естественно, ведь «девушка лег­кого поведения» - это всего лишь ситуативный имидж Н., причем эта демон­страция была рассчитана не столько на Г., сколько на подруг Н. На предложение Г. вступить в половую связь Н. ответи­ла отказом, просила ее не трогать, от­везти домой. Угрозами совершить наси­лие в извращенных формах, Г. подавил сопротивление Н. и совершил насиль­ственный половой акт. Таким образом, эгоцентризм Н., демонстративность поведения и жажда внимания определили ее виктимное поведение в криминаль­ной ситуации, которое могло оказать стимулирующее (или провоцирующее) воздействие на поведение совершивше­го насилие семнадцатилетнего Г., на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.


Благополучная семья - может ли она быть фактором риска виктимного по­ведения? Оказывается, в ряде случаев тоже да. Хотя, сам термин «благополуч­ная семья» нуждается и в определении, и в уточнении критериев. Но в рамках данной работы, этим мы сейчас не мо­жем заниматься.


Исследования же показывают, что фактором риска виктимного поведения относительно сексуального насилия яв­ляется один из распространенных сти­лей семейного воспитания. И это - стиль авторитарного воспитания, в том его ва­рианте, когда от ребенка требуют бес­прекословного повиновения, основан­ного не на понимании требований, а на слепом их выполнении (Коченов, 1977, С. 98). Психологический механизм вик- тимного поведения здесь, очевидно, ясен.


В настоящее время в психологии име­ются значительные теоретические на­работки и накоплен большой практиче­ский опыт семейного консультирования и оказания помощи семьям различного типа, с различными психологическими проблемами. Применительно к семьям с детьми, важнейшими показателями, на которые необходимо обращать внима­ние, считаются следующие:



  1. Особенности эмоциональных отно­шений между детьми и родителями. Особенности материнской и отцов­ской любви.

  2. Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку. Система поощ­рений и наказаний.

  3. Степень рефлексивности родителей, адекватности образа ребенка (Карабанова, 2009).


Любовь, забота и ответственность.


Любовь, забота и ответственность - вот краеугольные основания морально­-психологического благополучия семьи и успешного просоциального развития личности ребенка в ней. В современной психологической науке, в рамках одной из наиболее авторитетных концепций личности (Маслоу, 1999), принято счи­тать, что потребность в любви, призна­нии и уважении является одной из фун­даментальных потребностей личности. И она входит в пятерку основных, ба­зовых потребностей человека, наряду с потребностями выживания - то есть, физиологическими и потребностью в безопасности.


В 60-е годы в США приобрело популяр­ность течение, связанное с таким воспи­танием, когда родители минимально вме­шиваются в жизнь ребенка, предоставляя ему максимальную свободу в принятии ре­шений и, собственно, в жизни. Предпола­галось, что это есть выражение уважения личности ребенка, вроде как либерально­-демократический подход в практике вос­питания. Однако психологические исследования, проведенные отсрочено - спустя годы, показали, что дети именно из этих семей, имели во взрослой жизни больше проблем. И что особенно показательно - дети, выросшие в этих семьях, отмечали наибольшую неудовлетворенность своим семейным детством (Развитие личности... , 1987).


То есть оказалось, что предоставлен­ная родителями свобода, в конце концов, воспринималась не как особое доверие и уважение к личности ребенка, а как недостаток или даже отсутствие родительской любви и заботы.


Реально благополучная семья, психоло­гически благополучная семья - является краеугольным камнем профилактики виктимного поведения. То, что виктимность поведения в основном определяется лич­ностными качествами, не отменяет этого вывода, но только усиливает его. Потому, что сами эти качества формируются во многом именно в процессе семейной социализации, детерменированы стилями семейного воспитания и особенностями межличностных отношений в ней.


Литература:



  1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт-Петербург, 1997.

  2. Варчук Т.В. Виктимология / В.В. Варчук. - Москва, 2009.

  3. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - Санкт-Петербург, 2000.

  4. Карабанова О.А. Основы семейного консультирования. // Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А.А. Реана. - Москва, 2009. - С. 454-518.

  5. Кенрик Д. Секс, убийство, смысл жизни / Д. Кенрик. - Санкт-Петербург, 2012.

  6. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков / Д. Коннор. - Москва ; Санкт-Петербург, 2005.

  7. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза / М.М. Коченов. - Москва, 1977.

  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Ленинград, 1983.

  9. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург, 1999.

  10. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. - Москва, 1997.

  11. Развитие личности ребенка / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон ; общ. ред. А. М. Фонарева. - Москва : Прогресс, 1987. - 269, [2] с. : ил.

  12. Реан А.А. Подростковая агрессия // Психология подростка. / под ред. А.А. Реана. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 324-337.

  13. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. - Санкт-Петербург, 2013.

  14. Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1990. - № 2.

  15. Ривман Д.В. Криминальная виктимология / Д.В. Ривман. - Санкт-Петербург, 2002.

  16. Подросток : нормы, риски, девиации / В.С. Собкин и др. ; науч. ред. В.С. Собкин. - Москва : ЦСО, 2005. - 358 с. : ил., табл. - (Труды по социологии образования. Т. 10, вып. 17).

  17. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. - Ростов-на-Дону, 2004.

  18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - Москва, 2007.

  19. Eron L.D., Walder L.O., Toigo R., Lefkowitz M.M. Social class, parental punishment for aggression and child aggression // Child Development. - 1963. - 34. - 849-867.

  20. Felson R.B., Russo N. Parental punishment and sibling aggression // Social Psychology Quarterly. - 1988. - 51. - 11-18.

  21. Keltikangas-Jarvinen L., Kangas P. Problem-solving strategies in aggressive and nonaggressive children // Aggr. Behav. - 1988. - N 4. - p.255-264.

  22. Patterson G.R., Stouthamer-Loeber M. The correlation of family management practices and delinquency // Child Development. -1984 - 55. - 1299-1307.