Екатерина Сапего Кафедра психологии, факультет философии и социальных наук, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 73 - 83

Published: Feb. 22, 2015

Объединение естественных и гуманитарных наук до сих пор представляется непривычным, однако, конвергентный подход в развитии наук и технологий успешно реализуется в русскоязычном пространстве. С целью формирования у читателей журнала представления о современном состоянии развития когнитивной науки настоящий материал обобщает публикации авторов из России и Беларуси по данной тематике за 2014 г. Основной акцент в обзоре сделан на материале по когнитивной психологии и отдельных аспектах ее изучения: память, внимание, восприятие, мышление, интеллект, категоризация. Также рассматриваются материалы по психолингвистике, нейрофизиологии и другим смежным направлениям. На основе обобщения представленного материала делаются выводы об основных вопросах исследований в области когнитивной науки.

Loading...

Андрей Анатольевич Четвериков Лаборатория когнитивных исследований ИОН РАНХИГС, Москва; факультет психологии СПбГУ Санкт-Петербург, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 41 - 51

Published: March 21, 2015

Анализ данных в когнитивных исследованиях всегда сопряжен с определенными трудностями: отсутствие полностью сбалансированного дизайна, невозможность подобрать полностью эквивалентные стимулы, пропущенные значения в ответах и т. д. Для контроля случайной ошибки чаще всего применяется усреднение данных по испытуемым либо стимулам, а после этого усредненные данные анализируются с помощью традиционных методов, таких как дисперсионный анализ. В статье рассматривается альтернативный подход, основанный на применении регрессионных моделей со смешанными эффектами. Этот вид моделей позволяет анализировать данные без усреднения, включая в модель в явном виде допущения о существующих между отдельными наблюдениями взаимосвязях. В качестве примера анализа используются результаты квазиэксперимента, в котором оценивается связь времени ответа …

Loading...

Алексей Крушинский Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 52 - 61

Published: Jan. 31, 2015

40 лет назад Л. В. Крушинским была опубликована дискуссионная статья «О возможном механизме рассудка», в которой он предположил, что упорядоченность мозга и избыточность нейронов должны быть тем выше, чем сложнее когнитивные задачи, решаемые животным. Анализ термодинамической и биофизической литературы свидетельствует о том, что у этой мысли есть определенные физические предпосылки, разбору которых я посвящаю эту статью. Основываясь на положениях Э. Шредингера, Л. Больцмана, Л. Бриллюэна, К. Шеннона и др., можно показать, что за решение логической задачи надо заплатить увеличением энтропии мозга, то есть снижением его упорядоченности, превышающем информацию, содержащуюся в задаче. Поэтому если мозг не обладает некоторым запасом упорядоченности, он …

Loading...

Андрей Курганский Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, РАО, Москва
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2015, Volume and Issue: №1, P. 62 - 66

Published: March 27, 2015

В своей статье А. Л. Крушинскй (этот выпуск, с. 52-61) выдвинул тезис о том, что выполнение когнитивных операций оплачивается утратой мозгом изначального запаса упорядоченности. Это положение ставится под сомнение с точки зрения (1) принципов физики систем, далеких от термодинамического равновесия, (2) данных о развитии мозга в онтогенезе, (3) неоднозначной роли избыточности (4) и нашего недостаточного знания о характере преобразования информации, лежащих в основе когнитивных операций.

Loading...

Olesya Blazhenkova, Faculty of Arts and Social Sciences, Sabana University, Istanbul, Turkey
Ekaterina Pechenkova Laboratory for Cognitive Research, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(4), P. 51 - 65

Published: Dec. 8, 2019

Individual variability in imagery experiences has long attracted the interest of philosophers, educators, and psychologists. Since Aristotle’s time, it was assumed that imagery is a universal ability, so everyone possesses it. Galton first measured the vividness of subjective imagery experiences, and discovered that some individuals reported zero imagination. Recent research has coined the term “aphantasia” — an inability to form mental imagery, or having a “blind mind’s eye” (Zeman, Dewar, & Della Sala, 2015). We argue that there maybe more than one type of aphantasia. Substantial behavioral and neuropsychological evidence has demonstrated a distinction between visual-object imagery (mental visualization of …

Loading...

Chunk Decomposition in Anagram Solving Tasks Creative Commons
Link for citation this article Add this article in bookmark list
Dmitrii Kozlov, Samara University, Samara, Russia
Olga Petseva Samara University, Samara, Russia
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(3), P. 14 - 22

Published: Aug. 23, 2019

If a well-known word is a part of an anagram stimulus, it may complicate the process of solving the anagram. This may happen because a word inside the anagram may serve as a semantic prime, or because such a word is a chunk that is difficult to decompose. We manipulated the structural features of word and nonword chunks in anagram stimuli to find out which features of a chunk, semantic or structural, are more influential in anagram solving. The results showed that the semantic but not the structural features of a chunk are more important for five-letter anagrams, while none …

Loading...

Marie Arsalidou, Department of Psychology, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation; Psychology Department, York University, Toronto, Canada
Juan Pascual-Leone, Psychology Department, York University, Toronto, Canada
Janice M. Johnson, Psychology Department, York University, Toronto, Canada
Tatyana Kotova Cognitive Research Lab, Russian Academy for National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(2), P. 44 - 70

Published: June 27, 2019

Many psychological theories attempt to explain the mechanisms that govern cognition in adults, and fewer theories attempt to explain also how cognitive mechanisms change across development. Even fewer theories provide a brain representation of mechanisms related to cognitive development. One such theory is the Theory of Constructive Operators. In this review, we present key components of this general theory and provide quantitative predictions for the development of core cognitive abilities such a mental-attentional capacity. Specifically, the model of endogenous mental attention presents a domain-free resource that increases in power during childhood and adolescence. Mental-attentional capacity grows concurrently with prefrontal brain …

Loading...

Светлана Валентиновна Дорофеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Виктория Алексеевна Решетникова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Маргарита Никитична Серебрякова, Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва, Россия
Дария Николаевна Горанская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Татьяна Васильевна Ахутина, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Ольга Викторовна Драгой Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; Федеральный центр цереброваскулярной патологии и инсульта, Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(1), P. 4 - 24

Published: March 20, 2019

Стандартизированные тесты с нормативными данными стали золотым стандартом для оценки навыков чтения и для диагностики специфического расстройства чтения (дислексии) для многих языков. Для русского языка имеется такой тест для исследования чтения — Стандартизированная методика исследования навыков чтения, разработанная А. Н. Корневым и впервые опубликованная в 1997-м году. Однако наиболее свежие доступные нормативные данные по этой методике были собраны более десяти лет назад, и они не были проконтролированы по нескольким важным параметрам. Также не было опубликовано никаких деталей по поводу диагностической валидности теста. Мы использовали этот тест для оценки навыков чтения у девяноста типично развивающихся российских учеников начальной школы в 2018-м …

Loading...

Роза Михайловна Власова Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, США
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2019, Volume and Issue: Том 6(1), P. 55 - 69

Published: March 26, 2019

Данная статья посвящена возможным источникам недостоверности результатов в области изучения связи билингвизма с когнитивным развитием. Анализ проводится на примере вопроса о связи билингвизма и управляющих функций — как одного из наиболее разработанных в сфере исследований билингвального развития, строится на материале критических публикаций, вышедших за последние пять лет и ставящих под сомнение существование превосходства билингвов над монолингвами в различных компонентах управляющих функций, и иллюстрируется примерами соответствующих эмпирических исследований. Также выделяются дополнительные источники недостоверности результатов в области изучения связи билингвизма с когнитивным развитием, которые ранее не обсуждались в литературе. Среди них игнорирование либо некорректное использование поправки на множественные сравнения и «систематическая ошибка …

Loading...

Дмитрий И. Ломакин, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва, Россия
Алексей А. Корнеев, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Андрей В. Курганский, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва, Россия
Регина И. Мачинская ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва, Россия
Российский журнал когнитивной науки, Journal Year: 2018, Volume and Issue: Том 5(4), P. 4 - 14

Published: Dec. 27, 2018

В работе анализировалась связь между признаками отклоняющегося поведения и склонностью к риску у подростков (N = 177, средний возраст = 14.37±1.12 года). Для оценки склонности к рискованным решениям использовалась игровая методика Balloon Analog Risk Task (BART), для оценки отклоняющегося поведения — адаптированные для русскоязычной выборки опросники. На первом шаге исследования на основе жалоб родителей и педагогов вся выборка подростков была разделена на две: с признаками отклоняющегося поведения (D) и без них (N). В группе D были обнаружены значимо более высокие по сравнению с группой N баллы по шкалам делинквентности, агрессии, склонности к аддиктивному поведению, склонности к преодолению норм и правил. …

Loading...