Солдатова Галина Уртанбековна,

Рассказова Елена Игоревна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №2, P. 50 - 60

Published: Aug. 30, 2016

Представлена концепция цифровой компетентности, включающая четыре компонента (знания, умения, мотивация и ответственность), реализующихся в четырех сферах (контент, коммуникация, потребление и техносфера). Предлагается понятие модели цифровой компетентности как специфической системы представлений подростков о своих возможностях и желаниях в онлайн мире. Развитие этой системы опосредуется особенностями мотивации и деятельности онлайн, система регулирует как дальнейшую деятельность онлайн, так и дальнейшее развитие цифровой компетентности, она может быть реалистичной или «иллюзорной». На основе данных всероссийского исследования цифровой компетентности (1203 подростка 12–17 лет) методом латентных классов было выделено пять моделей цифровой компетентности, соответствующих ее низкому и среднему уровням при высокой и низкой мотивации, высокому специфическому (по …

Loading...

Солдатова Галина Уртанбековна,

Теславская Оксана Игоревна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №4, P. 12 - 27

Published: Dec. 31, 2019

Актуальность (контекст) тематики статьи. Повсеместное распространение инфокоммуникационных технологий, снижение возраста начала пользования цифровыми устройствами, сензитивность периодов дошкольного и младшего школьного возраста, исключительно высокая значимость родительской медиации в вопросах пользования цифровыми устройствами маленькими детьми при недостаточной научной разработанности этой проблемы обуславливает необходимость получения и анализа эмпирических данных об использовании цифровых технологий в российских семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного (8–11 лет) возраста. Описание хода исследования. В качестве методов исследования использовались полуструктурированное интервью для дошкольников и анкетирование младших школьников и родителей обеих возрастных групп. …

Loading...

Солдатова Галина Уртанбековна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №3, P. 17 - 31

Published: Oct. 20, 2019

Актуальность (контекст) тематики статьи. Эмпирические данные, свидетельствующие о масштабе и значимости проблемы кибербуллинга, не должны игнорироваться, поскольку большое количество детей подвергается агрессивному онлайн-преследованию и существенному риску при сочетании школьного и кибербуллинга. Новизна исследования состоит в комплексном подходе к анализу особенностей кибербуллинга как одного из видов киберагрессии с учетом его отличий от буллинга в реальной жизни. Анализ проводился на основе масштабных зарубежных национальных и межкультурных исследований, которые возможно сопоставлять как на теоретико-методологическом, так и на эмпирическом уровне. Целью исследования является анализ существующих теоретических и практических данных об особенностях и механизмах феномена «кибербуллинг» (КБ) в детско-подростковой среде, полученных в работах, проводившихся в …

Loading...

Смирнова Елена О.

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2019, Volume and Issue: №2, P. 25 - 32

Published: July 30, 2019

Актуальность (контекст) тематики статьи. В последние десятилетия существенно изменились условия жизни и развития детей. Особо открытой к новому и чувствительной группой являются дети раннего и дошкольного возраста, поскольку они формируются и развиваются в совершенно иных условиях, нежели предыдущие поколения. Это новое детство складывается и существует в той среде (материальной, информационной, коммуникативной и пр.), которую создают взрослые. Цель работы: рассмотреть некоторые общие тенденции информационной среды современного детства и зафиксировать ряд ее противоречий и парадоксов. Описание хода исследования. В работе сделанапопытка определить характеристики современного дошкольного детства через анализ детской информационной среды. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов, автор констатирует …

Loading...

Дубровина Ирина Владимировна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2018, Volume and Issue: №1, P. 6 - 16

Published: March 30, 2018

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема воспитания становится все более значимой в связи с особенностями развития и взросления современных детей и подростков так называемой цифровой эпохи. Особенности развития детей и школьников в условиях информационного общества ставят перед психологической службой системы образования новые задачи. Цель. Решение вышеупомянутых задач связано с уточнением приоритетных направлений развития психологии воспитания и образования, а так же научно-практического обеспечения этого направления. Целью статьи является всестороннее рассмотрение сферы деятельности психологов и педагогов системы образования в современных условиях. Уточняются цели и задачи их работы с учетом значительных перемен, произошедших в рамках информационного общества Описание хода исследования. Пронализированы острые и порой …

Loading...

Емелин Вадим Анатольевич

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2016, Volume and Issue: №3, P. 86 - 97

Published: Sept. 26, 2016

Рассматриваются технологии симуляции и виртуализации в контексте трансформации высших психических функций в информационном обществе. В качестве ключевой категории для теоретического анализа специфики виртуальной реальности используется категория «симулякр», рассматриваемая в рамках репрезентативной модели (Платон) и нерепрезентативной модели (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Виртуальная реальность понимается как пространство симулякров – особых знаков, которые, в отличие от знаков-копий, фиксируют не сходство, а различие с референтной реальностью, порождая ряды симуляций. Выделяется проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуальной реальности субъекта и симулякра, при котором, физически, телесно оставаясь в действительном мире, субъект ментально переходит в мир виртуальный, где наделяется новым, виртуальным телом, не имеющем ничего общего …

Loading...

Клименко Илона Васильевна

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2013, Volume and Issue: №1, P. 143 - 151

Published: Jan. 1, 2013

В статье рассматриваются особенности мотивационно-ценностного аспекта профессионального становления студентов естественно-географических специальностей. Приводятся данные об исследовании особенностей мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность студентов и ее динамики от первого к пятому курсу обучения. Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов–химиков, биологов, географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Автором анализируются мотивы выбора будущей профессии и соответствующего вуза, проводится изучение их взаимосвязи с ценностными ориентациями студентов. Показано значение этих данных для организации системы мероприятий психологического сопровождения, оказания психологической помощи студентам. Исследование ценностных ориентаций и жизненных сфер выявило, что для молодых людей в начале профессионального …

Loading...

Зинченко Юрий Петрович

Национальный психологический журнал, Journal Year: 2011, Volume and Issue: №1, P. 42 - 49

Published: Jan. 1, 2011

Рассматривается научно-исследовательская деятельность факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которая представляет собой постоянное развитие новых подходов, базирующихся на классических теориях мировой и отечественной психологии. Анализируется развитие методологии психологических исследований как условие осмысления накопленных знаний и познания нового.

Loading...

Зеер Эвальд Фридрихович,

Церковникова Натальи Геннадьевна,

Третьякова Вера Степановна

Образование и наука, Journal Year: 2021, Volume and Issue: №6, P. 153 - 184

Published: Jan. 1, 2021

На становление детей, подростков и молодежи влияет бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, которые проникают практически во все сферы жизнедеятельности. Цифровое информационное поле навязывает людям стиль жизни, не свойственный предшествовавшей индустриальной цивилизации. Назрела необходимость оценить последствия влияния стремительного распространения информационных технологий на подрастающее поколение, поскольку прежние методы, формы и образовательные технологии работы с ними во многом уже устарели и не дают запланированного результата. Также становится важным изучение феномена цифрового поколения, учет его психолого-педагогических особенностей при прогнозировании профессионального будущего.

Loading...

Зинченко Юрий Петрович,

Дорожкин Евгений Михайлович,

Зеер Эвальд Фридрихович

Образование и наука, Journal Year: 2020, Volume and Issue: №3, P. 11 - 35

Published: Jan. 1, 2020

Сфера образования во всем мире переживает затяжной кризис, обусловленный переходом к постиндустриальному обществу. Быстрое устаревание знаний в связи со стремительным развитием науки и высоких технологий породили глубокие структурные изменения в сфере занятости и заметно сократили жизненный цикл многих профессий. Современная экономика нуждается в специалистах с качественно новыми характеристиками: мобильных, обладающих метапрофессиональными компетенциями, способных осуществлять инновационную деятельность, трудиться в режиме многозадачности в ситуации нестабильности и неопределенности и готовых к активному профессиональному самоопределению в течение всей жизни. Поэтому необходима радикальная реорганизация системы профобразования. Решение этой задачи следует начинать с профессионально-педагогической подготовки преподавателей, поскольку именно от их уровня компетентности зависят качественные характеристики будущих …

Loading...