Развитие транспортного сектора экономики России в условиях глобализации
Published: Jan. 1, 2018
Latest article update: Nov. 20, 2022
В статье приведена оценка влияния современных тенденций глобализации мировой экономики за счет внедрения прогрессивных технологий производства и реализации продукции. Одним из определяющих факторов развития мировой экономики, наступления новой технологической революции является применение цифровых технологий не только в сфере производства конечного продукта, но и в повседневной жизни людей. Развитие мировой инфраструктуры передачи данных на основе прогрессивных информационно-коммуникационных технологий приводит к стиранию границ региональных рынков. Национальные рынки все в большей степени становятся элементами глобального мирового рынка, а объем экспортно-импортных операций существенно влияет на размер внутреннего валового продукта любой страны.
Авторами обозначена тенденция влияния цифровой экономики на размер внутреннего валового продукта России и ведущих экономик мира. Одним из определяющих факторов развития региональных и мировых рынков является транспортная инфраструктура стран – участниц международного товарообмена. Приведен анализ товарооборота России в рамках внешнеторговых операций с основными экономическими партнерами. Обозначено влияние внещнеторговых операций на развитие международных транспортных коридоров, а также основные проблемы развития транспортной отрасли страны. Дана характеристика объемов контейнерных перевозок как основы международных интермодальных грузовыхперевозок. В современных условиях одним из важнейших факторов, определяющих эффективность развития транспортной отрасли, является рационализация логистических процессов и систем управления на основе цифровизации. Выделены основные проблемы развития и возможные направления цифровизации транспортно-логистической отрасли, приведен рейтинг ведущих информационно-технологических компаний, внедряющих современные цифровые технологии на транспорте, показана динамика объемов внедрения информационно-технологических решений в 2016–2017 гг.
Keywords
Цифровая экономика, информационные технологии, рынок транспортных услуг, глобализация экономики, логистика, транспортные коридоры
Современные тенденции развития мировой экономики и, в первую очередь, количественные и качественные изменения в технологиях производства продукции и услуг, все чаще свидетельствуют о скором наступлении новой «технологической революции», о грядущем переходе к шестому технологическому укладу. В его основе - нанотехнологии и наноматериалы, клеточные технологии и генная инженерия, элементы искусственного интеллекта и глобальные информационные сети. Активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека заставляет говорить о наступлении «эры цифровизации экономики» [Глазьев, 2017].
В период с 2010 г. по 2017 г. доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) развитых стран выросла с 4,3 % до 5,5 %, а развивающихся стран - с 3,6 % до 4,9 %. Российская Федерация (далее - РФ) пока значительно уступает ведущим мировым державам как по абсолютным значениям анализируемого показателя, так и по темпам его прироста, испытывая проблемы в реализации перехода от индустриального к информационному обществу современного программного обеспечения и коммуникационного оборудования. Доля цифровой экономики в ВВП страны, по оценкам экспертов, сегодня не превышает 2 %. Серьезные изменения в процессе развития мировой цифровой экономики, довольно красноречиво отражают процессы, происходящие на современных рынках. Закупка исходного сырья, материалов, топлива, энергии и других составляющих для материального производства, а также продажа готовой продукции, включая рынок В2В, все чаще осуществляются на информационно-коммуникационных площадках, не ограниченных физическими рамками (торговыми площадями) и, как следствие, не зависящих от количества одновременно обслуживаемых клиентов и предлагаемого ассортимента товаров и услуг.
В современных условиях глобализации мировой экономики, совершенствования производственных и торговых возможностей стран, изменения структуры и доступности региональных рынков, состояние транспортной отрасли является одним из важнейших факторов, способствующих повышению конкурентоспособности как предприятий производственного сектора, так и национальной экономики в целом [ред. Бабкин, 2018].
Транспортная инфраструктура любой страны - своеобразная система «кровеносных сосудов» экономики, связующее звено между всеми хозяйствующими субъектами, между продавцами и потребителями на региональных и международных рынках. Именно поэтому состояние транспортной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на важнейшие стороны экономического развития: от конкурентоспособности экспорта, напрямую зависящего от эффективности цепочки поставок предприятий-производителей, до развития и применения инновационных технологий. Таким образом, транспортные компании являются своеобразными источниками платежеспособного спроса на современные инструменты цифровой экономики: анализ больших данных, искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей.
По данным Росстата, в 2017 г. в структуре ВВП России сегмент логистики и транспорта вырос на 3,7 % (к 2016 г). Эксперты Центра стратегических разработок отмечают, что уровень расходов консолидированного бюджета на транспортную инфраструктуру на протяжении последних 10 лет находился на уровне 2 %-2,5 % ВВП. По их мнению, необходимо к 2024 г. увеличить его до 3 % ВВП, что означает рост финансирования транспорта более чем в 1,5 раза в реальном выражении.
В то же время многие современные проблемы транспортного сектора напрямую зависят от общего состояния национальной экономики. Например, высокая доля транспортной составляющей в ВВП обусловлена как относительно низкой эффективностью транспортной отрасли, так и структурой производимых экономикой товаров, где преобладают сырьевые ресурсы, имеющие низкую добавленную стоимость. Именно они являются источником существенной нагрузки на транспортную инфраструктуру. При этом именно они особенно чувствительны к колебанию рыночных цен.
В силу ограниченной номенклатуры товаров, перераспределение грузопотоков между разными видами транспорта, кроме повышения эффективности в какой-либо из отраслей, может привести к значительному увеличению затрат в других. Эта проблема не стояла бы так остро, если бы в структуре российского ВВП
преобладали товары и услуги с высокой добавленной стоимостью. В этом случае перевозчик имел бы более дифференцированный портфель с высокодоходными грузами.
Рассматривая другие существенные проблемы в транспортной отрасли, можно отметить следующее:
Системное воздействие указанных факторов приводит к низкой эффективности и производительности в транспортной отрасли, что негативно сказывается на экономическом росте и спросе на услуги. Причем, небольшие темпы роста и низкая доходность не способствуют инвестиционной привлекательности транспортного сектора экономики [Метёлкин, 2017].
Указанные тенденции в полной мере проявляются и в процессе участия транспортно-логистических компаний во внешней экономической деятельности страны. Внешние торговые связи РФ являются одним из стимулов развития ее транспортной инфраструктуры, логистических систем организации грузопотоков, подвижного состава и систем обработки грузовых единиц.
Анализ динамики экспортно-импортных операций России за 2010-2017 гг. показывает существенное падение их объема, начиная с 2014 г. Такая отрицательная динамика сохранялась вплоть до 2016 г, что неизбежно отразилось и на эффективности работы транспортной отрасли. Однако за 2017 г. оборот внешней торговли вырос на 25 % по отношению к показателю 2016 г, что вселяет надежду на дальнейшее развитие положительной тенденции.
Анализируя структуру экспорта России в 2016-2017 гг. в разрезе товарных групп, следует отметить преобладание следующих грузопотоков (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика экспортных грузопотоков из России в 2016-2017 гг.
Товарная группа | Доля товарной группы в общем объеме грузопотока, % | |
2016 г. | 2017 г. | |
Экспортные грузопотоки: | ||
Минеральные продукты | 59,18 | 60,37 |
Металлы и изделия из них | 10,18 | 10,43 |
Продукция химической промышленности | 7,28 | 6,7 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 6,89 | 6,02 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 5,97 | 5,80 |
Древесина и целлюлозо-бумажные изделия | 3,43 | 3,31 |
Драгоценные металлы и камни | 3,12 | 3,09 |
Импортные грузопотоки: | ||
Машины, оборудование и транспортные средства | 44,26 | 45,62 |
Продукция химической промышленности | 18,54 | 17,74 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 13,66 | 12,70 |
Металлы и изделия из них | 6,25 | 6,89 |
Текстиль и обувь | 6,01 | 5,97 |
Минеральные продукты | 1,77 | 1,95 |
Древесина и целлюлозо-бумажные изделия | 1,85 | 1,59 |
Источник: [Внешняя торговля России в 2017 году]
Анализ структуры экспортно-импортных операций по товарным группам позволяет спрогнозировать потребность в транспортных средствах по видам транспорта и типам транспортных средств, в том числе в региональном аспекте, учитывая степень развития и загрузку транспортных коридоров. В этой части цифровой трансформации транспорта главной задачей является обеспечение технологической связанности различных субъектов рынка при организации и осуществлении перевозок. Безусловно, необходимо масштабное внедрение интернет-технологий в транспортную отрасль, что обеспечит значительное улучшение качества перевозок и одновременно уменьшит затраты. Не менее важным фактором организации процесса перевозки является внедрение «сквозных цифровых технологий», обеспечивающих интеграцию коммуникационных механизмов между участниками процесса транспортировки, непосредственно транспортными средствами и системами управления инфраструктурой.
Помимо технике-технологических аспектов, важное значение имеет региональная оценка развития транспортной инфраструктуры. Здесь существенным драйвером роста является внешняя торговля РФ. Характеризуя параметры внешней торговли России в страновом разрезе, своеобразный рейтинг из ТОП-15 самых активных наших партнеров по данным Федеральной таможенной службы представлен в таблице 2.
Развитие грузовых перевозок с использованием возможностей северо-восточных портов Китая и российской транспортной инфраструктуры способствует реализации плана по сопряжению Экономического пояса Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом. В связи с этим необходимо обеспечить комплексное развитие национальной логистической инфраструктуры в рамках международных транспортных коридоров (далее - МТК), включающей российские участки, проводить экономически выгодные и организационно скоординированные действия со стороны государств - участников МТК по реорганизации и модернизации соответствующих транспортных коммуникаций, работать с применением кластерного подхода к формированию и развитию интегрированных транспортно-логистических структур в непрерывных цепях поставок. Все это создаст условия для эффективного прироста грузопотоков на МТК и наполнения коридоров практической транспортной работой, доходами и финансовыми поступлениями в бюджет нашей страны.
На фоне усиления «восточной составляющей» российского внешнего экономического сотрудничества в 2017 г. в России отмечается поистине взрывной рост объема контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, обусловленный возрастающей интенсивностью транзитных перевозок, а также продолжающейся тенденцией контейнеризации. Перевезено 3,9 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (далее - TEU), что на 19,6 % больше объема 2016 г. Основной вклад в положительную динамику внесли транзитные операции, объем которых увеличился в сравнении с предыдущим годом на 59,2 % и практически вдвое - за последние два года (табл. 3).
Таблица 3. Структура отечественного рынка контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в 2014-2017 гг.
Год | Внутренние, тыс. TEU | Транзитные, тыс. TEU | Экспортные, тыс. TEU | Импортные, тыс. TEU |
2014 | 1 499 | 251 | 848 | 617 |
2015 | 1 498 | 217 | 741 | 503 |
2016 | 1 678 | 256 | 800 | 525 |
2017 | 1 806 | 417 | 968 | 708 |
Источник: [Обзор российского транспортного сектора в 2017 году].
Основным транзитным направлением стал транспортный коридор «Восток-Запад», перевозки через который силами РЖД составили 67 % от общего объема транзитных контейнерных перевозок. Существенную роль здесь сыграло принятие Правительством РФ постановления о введении специального таможенного режима относительно перевозок в рамках транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», что способствовало расширению торговых отношений между Китаем и европейскими странами.
По данным РЖД, средняя скорость доставки контейнерных грузов по железнодорожной сети увеличилась за последние четыре года: с 356 км в сутки в 2013 г. до 490 км в сутки в 2017 г. Несмотря на наличие значительного потенциала, важно учитывать, что развитие транзитных коридоров происходит в жесткой конкурентной борьбе за грузопоток с альтернативными маршрутами, создаваемыми соседними государствами по направлению «Запад-Восток» из Китая в Европу. В этих условиях скорость и эффективность реализации российских проектов крайне важна, чтобы сохранить и увеличить их долю в растущем грузопотоке. Одним из факторов, определяющих конкурентоспособность транспортной отрасли, является внедрение цифровых технологий.
Рассматривая стратегические подходы в области развития цифровой экономики различных стран, можно отметить общие ориентиры цифровизации экономики: в качестве основной цели определено формирование цифровой инфраструктуры мирового уровня для обеспечения конкурентоспособности собственных отраслей и компаний, а также массового вовлечения государственных организаций, бизнеса и населения в цифровое пространство [Попов, 2017].
В сфере «цифровой трансформации транспорта» главной задачей является обеспечение технологической связанности различных субъектов рынка при организации и осуществлении перевозок. «Цифровой транспорт», как своеобразный инфраструктурный базис экономики, призван обеспечить формирование единой информационной системы для взаимосвязи взаимозависимых систем и комплексов, технологий организации движения и управления единым транспортно-технологическим процессом, объединяющим различные виды транспорта и участников рынка перевозок [Жунусов, 2018]. При этом актуальна разработка механизмов перехода на единый электронный документооборот (система «единого окна»), внедрения «интеллектуальных транспортных систем» цифровой логистики и систем электронной диагностики транспортных средств. Все это позволит транспортно-логистической отрасли придать динамику на уменьшение затрат, качественное улучшение бизнес-процессов и увеличение их «прозрачности».
Цифровые технологии могут кардинально изменить сферу российских грузоперевозок. Эта отрасль составляет, например, 14 % ВВП Европейского союза. Предполагается, что в период до 2020 г. в глобальную сеть Интернет будет интегрировано около 50 млрд устройств. Такое объединение устройств на основе современных информационно-коммуникационных систем образует большое информационное пространство, дающее новые возможности для управления логистическими процессами.
Например, усиление конкуренции на мировых рынках обязывает операторов международных перевозок вводить тотальный контроль продвижения конкретной грузовой единицы и транспортного средства, внедряя современные логистические методы организации и сопровождения грузопотоков на основе синхронизации работы различных видов транспорта, перегрузочных комплексов, пограничных и таможенных служб. Сегодня в процесс транспортировки интегрируются глобальные информационно-аналитические системы, включая космическую навигацию. Транспортно-перегрузочные площадки и логистические центры являются сегодня точками технологической активности. Автоматизация данных процессов позволяет оптимизировать затраты, предоставляя конкурентное преимущество на рынке транспортных услуг. По оценкам экспертов, прирост ВВП, например, в странах Евразийского экономического союза только за счет цифровизации экономики к 2025 г. может составить до 10 %, стоимость перевозок может снизиться на 30 %.
Решением многих проблем, с которыми сталкивается транспортная отрасль, может стать, например, технология блокчейн, так как формирование единого цифрового пространства имеет исключительную важность для развития международного сотрудничества в сети Международного транспортного коридора с участием РФ. Использование этой технологии помогает компании поддерживать свои ключевые цели (например, в оптимизации цепи поставок), решать отраслевые проблемы (например, использование общедоступной информации между партнерами консорциума и участниками одного рынка - облачные технологии), синхронизировать информацию, хранящуюся в одном реестре (например, для реализации электронного документооборота при наличии нескольких участников в одной транзакции), использовать неизменяемые записи, к которым нужно получить доступ одновременно нескольким участникам цепи поставки.
Еще одним толчком к развитию цифровизации отрасли стал Петербургский международный экономический форум 2018 г, в рамках которого Россия и Финляндия подписали меморандум о сотрудничестве, касающийся проведения испытаний так называемого умного транспорта: тестирования беспилотных автомобилей, создания и внедрения новых дорожных сервисов, разработки навигационных карт высокого разрешения и высокоточного позиционирования. В рамках проекта предполагается начать тестирование новых технологий связи - V2X, которые обеспечивают взаимодействие между автомобилями, пешеходами, окружающей средой и объектами инфраструктуры. Также на Форуме было объявлено о создании ассоциации «Ццфровой транспорт и логистика». Ассоциация объединяет ведущие транспортные компании, такие как «Аэрофлот», «Автодор» и «Российские железные дороги», а также компании «Глосав», «ЗащитаИнфоТранс», «РТ-Инвест Транспортные Системы», «Деловые линии». Важнейшими задачами, поставленными перед ассоциацией, являются формирование полной и достоверной информации о потребностях участников транспортного рынка в цифровых сервисах, предложений и проектов стандартов безопасного применения цифровых технологий на транспорте и объединение усилий лидеров отрасли для интеграции создаваемых ими решений в единую цифровую платформу транспортного комплекса1 (Российский транспорт объединит единая цифровая платформа. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/transport2018/articles/rossijskij_transport_obedinit_edinaya_tsifrovaya_platforma (дата обращения: 17.09.2018).).
Безусловно, реализация глобальной задачи преобразования транспортной отрасли в одну из самых технологически развитых сфер экономики невозможна (помимо инфраструктурных решений) без внедрения современных программных комплексов и коренной переоценки систем и методов управления бизнес-процес- сами. Бизнес-процессы, построенные на устаревших технологиях и инфраструктуре, основы формирования которой были заложены несколько десятков лет назад, не могут отвечать современным тенденциям цифровизации. Поэтому сегодня все больше транспортных компаний стремятся перейти к цифровой инфраструктуре. Примером может служить объединение 16 регионально-распределенных (от Калининграда до Сахалина) подразделений Ведомственной охраны железнодорожного транспорта России в единую отказоустойчивую цифровую телеком-платформу, создание единого комплекса управления потоками клиентов для грузовых терминалов в российских аэропортах и внедрение в них «интеллектуального» видеонаблюдения2 (Там же).
Тем не менее, в среднем уровень информатизации предприятий транспортной отрасли хоть постепенно и растет (так, по оценке компании Frost & Sullivan в 2017 г. он составил 9,5 %), но до сих пор остается невысоким. Нестабильность процессов внедрения информационных технологий характеризует и анализ рейтинга компаний, внедряющих в транспортную отрасль современные ИТ-решения (табл. 4).
Таблица 4. Рейтинг поставщиков информационных технологий для транспортных компаний в 2017 г.
Компания | Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли, тыс. руб. | Рост выручки в 2017-2016, % | |
2017 г. | 2016 г. | ||
Luxoft | б 465 239 | 7 030 120 | -8,0 |
Крок | 3 154 455 | 3 420 583 | -7,8 |
Рамакс | 2 786 147 | 2 738 046 | 1,8 |
Техносерв | 2 540 829 | 3 773 002 | -32,7 |
ЗащитаИнфоТ ране | 1 735 870 | 1 782 049 | -2,6 |
Атол Драйв | 1 195 072 | 1 257 817 | -5,0 |
Корус консалтинг | 1 193 275 | 347 000 | 243,9 |
Источник: [Российский транспорт объединит единая цифровая платформа]
По мнению экспертов CNews, основными проблемами в развитии информационных технологий в транспортной отрасли являются недостаточное и не всегда качественное покрытие территории страны телекоммуникационной инфраструктурой, а также отсутствие проработанных законодательных норм, единых требований к подобным системам и отраслевых стандартов. Такие особенности развития региональных подсистем затрудняют их объединение в единую систему цифрового управления отраслью.
Одним из факторов, определяющих конкурентоспособность транспортной отрасли, является внедрение «сквозных цифровых технологий», обеспечивающих интеграцию коммуникационных механизмов между участниками процесса транспортировки, непосредственно транспортными средствами и системами управления инфраструктурой, значительно улучшая при этом качество перевозок и одновременно уменьшая затраты. Таким образом, в сфере цифровой трансформации транспорта главной задачей является обеспечение технологической связанности различных субъектов рынка при организации и осуществлении перевозок. Все это позволит транспортно-логистической отрасли придать динамику уменьшению затрат, качественному улучшению бизнес-процессов и увеличению их прозрачности.